Государственное учреждение осуществляло закупочную деятельность в рамках Закона N 44-ФЗ до октября 2020 года, в котором учреждение изменило тип и стало государственным автономным учреждением. С октября 2020 года автономное учреждение осуществляет закупочную деятельность в рамках Закона N 223-ФЗ. Должно ли данное учреждение разместить отчет о закупках у СМП и СОНКО в соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ за 2020 год в 2021 году?
Автономное учреждение в рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, не обязано составлять отчет, предусмотренный частью 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
Дополнительно сообщаем.
Как видно из ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), п. 2 Правил подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 N 238), обязанность составлять отчеты о закупках у СМП и СОНКО возложена на юридические лица, являющиеся заказчиками для целей Закона N 44-ФЗ. Автономное учреждение названо в числе заказчиков Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ, смотрите п. 1 ч. 2 ст. 1 этого Закона). В силу п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ указанный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг (далее также – закупки) в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
В свою очередь, п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ относит к заказчикам государственных и муниципальных заказчиков, а также бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки в соответствии с чч. 1 и 2.1 ст. 15 этого федерального закона. Данный федеральный закон предусматривает лишь один случай, когда автономное учреждение обязано при закупках товаров, работ и услуг руководствоваться его положениями: частью 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ установлено, что при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы РФ автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения этого федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пп. 1-3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок. Здесь отметим, что среди перечисленных обязательных к соблюдению положений Закона N 44-ФЗ при закупках автономными учреждениями, осуществляемыми на основании ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, не указаны положения ст. 30 этого Закона, содержащей требования к закупкам у СМП и СОНКО, в том числе требование о составлении отчета о таких закупках.
В свою очередь, из указаний ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ следует, что заказчик, руководствующийся Законом N 223-ФЗ, но не применяющий положение о закупке в силу того, что оно не было размещено им в ЕИС или признается не размещенным в ЕИС в силу закона, обязан применять положения Закона N 44-ФЗ, в том числе в части осуществления закупок у СМП, СОНКО в соответствии с чч. 1-3, 5-8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ (п. 3 ст. 8 Закона N 223-ФЗ). При этом часть 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, содержащая требование о составлении отчета о закупках у СМП и СОНКО, в числе обязательных к соблюдению норм в ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ не указана.
Из приведенных норм, на наш взгляд, следует формальный вывод о том, что автономное учреждение не обязано составлять отчет, предусмотренный частью 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, за период своего существования в качестве заказчика по Закону N 44-ФЗ в 2020 году до смены типа учреждения. К сожалению, официальных разъяснений по данному вопросу, а также правоприменительной практики обнаружить не удалось. Сказанное является нашим экспертным мнением. Рекомендуем за официальными разъяснениями обратиться в Минфин России (пп. 1 и 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728).
Отдельно отметим, что в силу абзаца 10 п. 2 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352, далее – Положение о закупках у СМСП), действие указанного Положения распространяется в отношении автономных учреждений, общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год которых превышает 250 млн. руб. Соответственно, если указанное правило не выполняется, то есть стоимость договоров, заключенных учреждением в 2019 году, не достигает 250 млн. руб., автономное учреждение не обязано формировать годовой отчет о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства (смотрите, например, Вопрос: Администрации (орган местного самоуправления) принадлежит 100% акций в уставном капитале АО. Годовой объем выручки АО за предшествующий календарный год (2017) составляет менее 500 млн. руб. АО осуществляет закупочную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ. Обязано ли АО формировать годовой отчет о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.). При этом ни Законом N 223-ФЗ, ни Положением о закупках у СМСП не урегулирован вопрос о том, как должен учитываться финансовый итог года для автономного учреждения в ситуации, подобной рассматриваемой (то есть учитывать ли весь год либо только квартал предшествующего финансового года).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. Применение законов о закупках при смене типа учреждения;
– Вопрос: Необходимо ли муниципальному автономному учреждению подготавливать “нулевой” отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (в реестре учреждение зарегистрировано, но фактически ничего не закупает)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2017 г.);
– Вопрос: Может ли дата вступления положения о закупке в силу, начала его применения быть отличной от даты размещения такого положения в ЕИС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2020 г.);
– Вопрос: Каким образом осуществляется процедура закупок в федеральном государственном учреждении в момент изменения типа учреждения с бюджетного на автономное? Если до изменения статуса учреждение работало по Федеральным законам от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, то как будут завершаться начатые закупочные процедуры? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2015 г.).
Ответ подготовил Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Чашина Татьяна