Вопрос: О недопустимости выплаты аванса по госконтракту при снижении НМЦК более 25%

Вопрос: О недопустимости выплаты аванса по госконтракту при снижении НМЦК более 25%

При осуществлении закупки устанавливалось казначейское сопровождение всех расчетов по контракту и предусматривался аванс в размере 50 %. В ходе электронного аукциона цена контракта была снижена более чем на 25 % от НМЦК, в связи с чем к участнику закупки при заключении контракта применяются антидемпинговые меры (в частности, не допускается выплата аванса). Как нам поступить? С одной стороны, мы обязаны установить аванс, с другой стороны, не имеем права его выплачивать.

ОТВЕТ

Согласно п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в т. ч. с учетом положений ч. 13 ст. 37 Закона № 44-ФЗ. В соответствии с ч. 13 ст. 37 Закона № 44-ФЗ выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, снизившим в ходе торгов цену контракта более чем на 25 % от НМЦК, не допускается.

Таким образом, между обязанностью установить в проекте контракта аванс в размере 50 % и запретом на его выплату в случае заключения контракта с участником закупки, снизившим в ходе торгов цену контракта более чем на 25 % от НМЦК, нет противоречия. Норма ч. 13 ст. 37 Закона № 44-ФЗ обязывает заказчика установить в контракте своего рода отлагательное условие: аванс будет выплачен при условии, что участник закупки, с которым заключен контракт, не допустил демпинга.

Контрольные органы настаивают на обязательном включении в проект контракта условия, предусмотренного ч. 13 ст. 37 Закона № 44-ФЗ. В отсутствии такого условия усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ: см., например, решения ФАС России от 01.08.2022 по делу № 28/06/105-2490/2022 (изв. № 0173100009522000081), от 04.07.2022 по делу № 28/06/105-2145/2022 (изв. № 0348100015222000022), Нижегородского УФАС России от 14.02.2022 № 052/06/105-306/2022 (изв. № 0348100006021000075), Томского УФАС России от 24.11.2021 по делу № 070/06/106-219/2021 (изв. № 0165200003321000594).

При наличии в проекте контракта запрета, предусмотренного ч. 13 ст. 37 Закона № 44-ФЗ, снижение цены контракта в ходе торгов более чем на 25 % не влечет возникновения у заказчика обязанности исключить из контракта условие об авансе, поскольку вышеуказанный запрет попросту блокирует данное условие. Более того, ст. 51 Закона № 44-ФЗ в принципе не дает оснований для исключения из проекта контракта каких-либо положений на этапе его заключения.

Однако в то же время ФАС России не считает нарушением исключение из проекта контракта условия об авансе в рассматриваемой ситуации.

Например, победитель электронного аукциона предложил цену контракта, сниженную на 26 % от НМЦК, вследствие чего заказчик при направлении проекта контракта исключил из него  положения о выплате аванса. Комиссия ФАС России в решении от 02.08.2022 по делу № 28/06/105-2502/2022 (изв. № 0154100006022000073 пришла к выводу, что действия заказчика по исключению условия о выплате аванса из текста проекта контракта, направленного на подпись победителю аукциона, не противоречат Закону № 44-ФЗ.

На вопрос отвечала эксперт электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Ольга Никитина.

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...