Вопрос: О действиях заказчика при неисполнении поставщиком госконтракта из-за роста цен

Вопрос: О действиях заказчика при неисполнении поставщиком госконтракта из-за роста цен

Был заключен контракт в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ на поставку медицинских изделий. Часть поставки уже произведена. Позже пришло письмо от поставщиков о повышении цены. Заказчик не согласен с повышением стоимости товара. Товар заказчику необходим. До письма была направлена заявка в адрес поставщика. Товар не поставлен. В контракте указано, что заказчик должен направить требование об уплате неустойки, в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств.
Как следует действовать: сначала нужно написать претензию о том, что необходимо исполнить заявку, и в случае неисполнения направить уже требование об уплате неустойки, или сразу писать требование об уплате неустойки? Можно ли согласиться на повышение цены контракта? Есть ли судебная практика на предмет неисполнения контракта поставщиком в связи с повышением цены товара?

По общему правилу, предусмотренному ст. 309310 ГК РФ, на нормах которого основывается Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ, смотрите ч. 1 ст. 2 этого Закона), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Это правило применяется и к обязательствам, возникшим из договоров (п. 2 ст. 307п. 1 ст. 307.1 ГК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в определенных случаях указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Такие случаи предусмотрены положениями ст. 95 и 112 Закона N 44-ФЗ. Соответствующие нормы ст. 95 Закона N 44-ФЗ не рассчитаны на возникновение форс-мажорных обстоятельств и на случаи существенного изменения обстоятельств (смотрите ст. 451 ГК РФ).

Возможность увеличения цены товара по контракту, заключенному по результатам проведения конкурентной процедуры, предусмотрена положениями указанной статьи, однако это возможно лишь при пропорциональном увеличении количества поставляемых товаров (п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Федеральным законом от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ, вступившим в силу с 08.03.2022, ст. 112 Закона N 44-ФЗ дополнена частью 65.1. Согласно этой норме по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такое изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3-1.6 статьи 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.

Как видно из приведенной нормы, она не ограничивает круг существенных условий, которые могут изменяться по указанному в ней основанию. Это означает, что формально в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ могут быть изменены любые условия контракта, включая условия о цене. При этом возможность изменения условий контракта на основании упомянутой нормы определяется, во-первых, возникновением не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, а во-вторых, принятием решения уполномоченного государственного (муниципального) органа. Отметим, что в письме Минфина России от 12.04.2022 N 24-01-07/31697, в частности, разъяснено, что обстоятельства непреодолимой силы являются одним из обстоятельств, указанных в ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.

Оценить, действительно ли те или иные обстоятельства, которые, по мнению сторон, делают невозможным исполнение обязательства, являются чрезвычайными, непредотвратимыми и препятствующими исполнению контракта, можно лишь с учетом конкретных условий. Контрагент как заинтересованное лицо должен обосновать невозможность выполнения предусмотренного контрактом обязательства вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, опираясь на содержание контракта и характер обязательства. Бремя доказывания наличия обстоятельств непреодолимой силы лежит на должнике (п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25, п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7).

Мы полагаем, что в целях обоснования невозможности исполнения обязательств по контракту контрагент может представить любые заслуживающие, по его мнению, внимания аргументы. В частности, контрагент может обратиться в Торгово-промышленную палату РФ за сертификатом о форс-мажоре. Такие сертификаты выдаются в зависимости от обстоятельств при свидетельствовании наступления указанных обстоятельств (п. 3 ст. 15 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-I “О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации”, п. 2.3 Положения о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы (приложение к постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23 декабря 2015 г. N 173-14)) или уполномоченными ТПП РФ на территории соответствующего субъекта РФ или муниципального образования, где наступили соответствующие обстоятельства (пункты 1.2, 1.5 Положения, утвержденного Постановлением Совета ТПП России от 24.06.2021 N 7-2).
Однако нужно учитывать, что в судебной практике на сегодняшний день выработан подход, согласно которому колебания курса валют и цен на товары не могут рассматриваться как обстоятельства непреодолимой силы, исключающие возможность исполнения обязательства. На это указано и в п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), принятого постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 N 173-14 (смотрите также, например, постановление АС Московского округа от 03.08.2017 N Ф05-9562/2017 по делу N А40-129109/2016). Такого рода изменения обстоятельств рассматриваются в судебной практике как предпринимательский риск. Существенное увеличение цены товара (работ, услуг) по сравнению с ценой, указанной в контракте, свидетельствует не о невозможности исполнения предусмотренного контрактом обязательства, а лишь об утрате контрагентом экономической заинтересованности в исполнении контракта. Поэтому указанное обстоятельство, как нам представляется, не может быть поводом для обращения заказчика в соответствующий орган с просьбой принять решение об увеличении цены контракта на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. С учетом вышеизложенного правомерность изменения по указанному основанию именно условия контракта о цене представляется нам сомнительной.

Разумеется, заказчик вправе, представив соответствующее обоснование, обратиться в орган, поименованный в ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, с просьбой разрешить изменить существенные условия контракта (о сроке и порядке оплаты, о сроке исполнения, о цене и др).

Однако еще раз напомним, что заключение дополнительного соглашения на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ является правом, а не обязанностью заказчика. Соответственно, если заказчик не заинтересован в изменении контракта или решение, упомянутое в ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, не будет принято, контрагент обязан будет исполнить контракт на изначально согласованных условиях.

В связи с чем отметим, что согласно ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов (ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

В правоприменительной практике выработан подход, признающий принципиально возможным одновременное взыскание заказчиком суммы штрафа и пени в случае неисполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 09.03.2017 N 302-ЭС16-14360, п. 36 Обзора ВС РФ от 28.06.2017). Однако такой подход актуален в случаях, когда поставщик вообще не приступал к исполнению контракта либо контракт исполнен частично. Подчеркнем, что факт частичного исполнения контракта может быть зафиксирован лишь после расторжения контракта (в том числе в связи с существенным нарушением поставщиком предусмотренных контрактом обязательств). До расторжения контракта то обстоятельство, что поставщиком на дату, когда товар должен быть передан заказчику, осуществлена лишь частичная поставка, указывает лишь на просрочку исполнения в части непоставленного товара, при этом период просрочки может быть определен с учетом даты фактической поставки непоставленного товара.

Отметим, что при неисполнении контрагентом предусмотренных контрактом обязательств по поставке товара заказчик вправе обратиться в суд с требованием о расторжении контракта или, если это предусмотрено контрактом, отказаться от исполнения контракта и направить информацию о контрагенте для включения в реестр недобросовестных поставщиков. В таком случае, если на момент прекращения контракта поставщиком не будут исполнены все предусмотренные им обязательства, кроме требования об уплате пени, заказчик вправе требовать уплаты штрафа.

Конкретный срок для направления заказчиком требования об уплате неустойки Законом N 44-ФЗ не предусмотрен.

В заключение отметим, что при наличии обстоятельств, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 “О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом”, заказчик обязан будет списать начисленные поставщику неустойки (подробнее об этом смотрите в Энциклопедии решений. Случаи и порядок списания неустоек поставщика по Закону N 44-ФЗ, начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств).

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Верхова Надежда

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...