В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 “Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, от 10.07.2019 N 878 “О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”, от 30.11.2015 N 1289 “Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд” установлены ограничения допуска происходящих из иностранных государств товаров, работ, услуг к закупкам, осуществляемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Каким образом возможно реализовать требования перечисленных постановлений, если закупка совершается у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с применением ЕАТ “Березка”?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанные в вопросе постановления Правительства РФ применяется только при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентными способами и не исключают возможности закупки товаров, включенных в соответствующие перечни, у единственного контрагента.
Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – контрагент, контрагенты) или осуществляют закупки у единственного контрагента. Из абзаца 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ следует, что закупка у единственного контрагента может проводиться только в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Для закупки на основании большинства из пунктов ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ требуется наличие специальных оснований. При этом п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предусматривает возможность закупки у единственного контрагента без дополнительных к тому оснований, в том числе не оказывает влияния на возможность выбора заказчиком указанного основания закупки страна происхождения товара или территориальная принадлежность лица, поставляющего товары, выполняющего работы или оказывающего услуги.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Случаи, при которых положения ст. 14 Закона N 44-ФЗ не применяются, указаны в ч. 7 этой статьи. Однако, на наш взгляд, указанный в этой норме перечень не является исчерпывающим по следующим основаниям.
В настоящее время во исполнение ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ приняты в том числе перечисленные в вопросе нормативные правовые акты, устанавливающие ограничения допуска к закупкам отдельных иностранных товаров. При этом порядок реализации соответствующих ограничений допуска предполагает наличие при проведении закупки конкуренции между заявками, содержащими предложения о поставке товаров российского происхождения либо происходящих из государств – членов ЕАЭС, а также товаров, происходящих из иностранных государств. А в случае если заявка не отклоняется в соответствии с ограничениями допуска, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н “Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Приказ N 126н). При этом сама по себе возможность приобретения указанных товаров иностранного происхождения не исключается.
Как видим, требования указанных в вопросе постановлений применяются только при определении контрагента конкурентными способами, когда участники закупки подают заявки (окончательные предложения), и не применяются к закупкам у единственного контрагента.
Однако ни одна норма не исключает возможности закупки товаров, в отношении которых установлены ограничения допуска, у единственного контрагента. Следовательно, заказчик может приобретать продукцию, происходящую из иностранного государства, в отношении которой установлены ограничения допуска, у единственного контрагента, в том числе с использованием единого агрегатора торговли “Березка”, на основании подп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, при соблюдении условий, предусмотренных этими пунктами, без применения положений соответствующих постановлений. Аналогичные разъяснения даны также в письмах Минфина России от 27.12.2019 N 24-03-07/102831, от 15.06.2020 N 24-05-07/51216 (смотрите также письмо Минфина России от 25.08.2020 N 24-03-08/74388).
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Тимошенко Валерий