Вопрос: Изменение договора, заключенного в рамках Закона N 223-ФЗ

Вопрос: Изменение договора, заключенного в рамках Закона N 223-ФЗ

Образовательная организация и ПАО “Ростелеком” заключили в рамках Закона N 223-ФЗ договор о предоставлении услуги Интернета. Исполнитель обратился с дополнительным соглашением об увеличении цены в связи с установлением дополнительных IP-адресов. Были осуществлены технические работы. Договор оказания услуг предусматривает возможность изменения в том числе в случае увеличения объема услуг. Каким-либо процентом указанное изменение договором не ограничено.

Вправе ли образовательная организация заключить дополнительное соглашение? Если вправе, то верно ли, что увеличение цены должно составлять не более десяти процентов от цены договора?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Стороны вправе заключить дополнительного соглашения об увеличении цены договора не ограничиваясь при этом 10% пределом.

Обоснование вывода:

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) не содержит норм, исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки у единственного контрагента договоров, в том числе условий о количестве товаров (объеме работ, услуг), цене договора, сроке его исполнения. Более того, из ч. 5 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ видно, что закон прямо предусматривает возможность изменения условий договора, требуя от заказчика только размещения информации о таком изменении в единой информационной системе и в реестре договоров, заключенных заказчиками.

Отметим, что приведенная норма не должна восприниматься как допускающая произвольное изменение условий договоров, заключенных в соответствии с Законом N 223-ФЗ. В частности, не допускается изменение предмета такого договора (смотрите письмо Минэкономразвития России от 04.08.2015 N Д28и-2250). В п. 16 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, прямо указано, что не допускается такое изменение договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в чч. 3.1 и 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Таким образом, внесение изменений в договор может быть ограничено требованиями положения о закупке заказчика. В том случае, если положение о закупке (либо сам договор) исключают возможность изменения условий договора, такое изменение при определенных обстоятельствах будет расцениваться как нарушение законодательства о защите конкуренции и как основание для обжалования действий заказчика (сторон договора) на основании ч. 9 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (смотрите, например, постановление Восьмого ААС от 18.06.2021 N 08АП-1663/21 по делу N А46-3696/2016).

В рассматриваемой ситуации положение о закупке заказчика разработано на основе Типового правового акта, регламентирующего правила закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также об определении перечня бюджетных, автономных учреждений Чувашской Республики и государственных унитарных предприятий Чувашской Республики, для которых применение такого типового правового акта является обязательным при утверждении ими правового акта, регламентирующего правила закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или внесении в него изменений, утвержденного приказом Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 07.12.2020 N 01/06-883, (далее – Типовой акт), предусмотрены случаи изменения договора. Так, о самой возможности изменения договора свидетельствует и п. 1.4.3 Типового акта. Пунктом 1.11.9 Типового акта предусмотрены основания изменения.

При этом цена договора является твердой и может изменяться только по соглашению сторон в следующих случаях:

1) цена снижается без изменения предусмотренного договором количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения договора;

1.1) если по предложению Заказчика увеличиваются предусмотренные договором количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные договором количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены договора пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в договоре цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены договора. При уменьшении предусмотренных договором количества товара, объема работы или услуги стороны договора обязаны уменьшить цену договора исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного договором количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены договора на предусмотренное в договоре количество такого товара;

2) изменился размер ставки налога на добавленную стоимость;

3) изменились в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги;

4) возможность изменить цену договора предусмотрена таким договором.

Как видно, указанный Типовой акт содержит возможность изменения не только в пределах 10% от объема услуг и одновременно в пределах 10% от цены договора, но и отдельный случай изменения, если указанная возможность изменения цены предусмотрена самим договором.

В рассматриваемой ситуации договор содержит случаи изменения цены договора, в том числе при необходимости оказания дополнительных услуг. При этом стороны оформляют указанное изменение дополнительным соглашением. Кроме того, из вопроса видно, что речь идет о необходимости проведения работ на объекте Заказчика, который изначально был указан в договоре в качестве объекта оказания услуг. Соответственно, следует исходить из того, что изменением, не являющимся новой закупкой, можно считать увеличение количества товаров, объема работ или услуг, которое изначально предусмотрено условиями заключенного договора или необходимость которого следует из причин, не зависящих от воли сторон (например выявление необходимости выполнения дополнительных работ (п. 5 ст. 709, п. 3 ст. 743 ГК РФ)).

Таким образом, на наш взгляд, указанный пункт в совокупности с пунктом Типового акта говорит о возможности заключения в данном случае дополнительного соглашения об увеличении цены договора, при этом не ограничиваться 10% пределом.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павлова Наталия

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...