ФАС России незаконно отказала в возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Административным органом не представлены доказательства надлежащего исследования заявления общества (ООО “Уралхим-Транс”) на предмет наличия в нем доводов о признаках нарушения антимонопольного законодательства в тех действиях, на которые данное лицо указывало при обращении в антимонопольный орган, а также отсутствовала оценка доказательств, на которые заявитель ссылался в подтверждение этих доводов, следует из определения Верховного Суда.
Как следует из материалов дела и установлено судами, оспариваемое решение вынесено антимонопольным органом по результатам рассмотрения заявления общества о наличии в действиях обществ «ВМЗ», «ЕВРАЗ НТМК» (производители) признаков нарушения пунктов 1 и 2 статьи 10, статей 11 и 11.1 Закона о защите конкуренции, что выразилось в поддержании монопольно высокой цены на колеса в период с декабря 2016 года по июнь 2019 года, изъятии продукции из обращения, в результате которого произошло повышение цены на продукцию, а также заключении антиконкурентного соглашения между производителями и осуществлении между ними согласованных действий.
Отказывая в возбуждении антимонопольного дела, ФАС России, ссылаясь на пункт 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, указала, что в действиях обществ не была установлена совокупность признаков, необходимых для квалификации действий лица в качестве недобросовестной конкуренции.
Рассматривая спор, суды руководствовались положениями Закона о защите конкуренции», Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.
Признавая незаконным отказ антимонопольного органа в возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, суды исходили из того, что административным органом не представлены доказательства надлежащего исследования заявления общества на предмет наличия в нем доводов о признаках нарушения антимонопольного законодательства в тех действиях, на которые данное лицо указывало при обращении в антимонопольный орган, а также отсутствовала оценка доказательств, на которые заявитель ссылался в подтверждение этих доводов. В частности, решение антимонопольного органа не содержит мотивов, по которым антимонопольный орган отклонил доводы общества о нарушении обществом «ЕВРАЗ-НТМК» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в ноябре 2018 года – июне 2019 года, пункта 2 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в 2019 году.
«Это редкий случай в практике, когда заявитель смог доказать в суде, что ФАС не прав, отказывая в возбуждении дела о картельном сговоре. Теперь ФАС России придется повторно проверить указанные доводы заявителя на предмет нарушения АМЗ в действиях ООО “ЕВРАЗ-НТМК”»
– прокомментировали на канале Закупки и госзаказ.
Документ: Определение ВС РФ от 25 октября 2021 года №305-ЭС21-15096 по делу №А40-341712/19