Если в ходе проведения аукциона на поставку автомобиля был заключен госконтракт и, впоследствии при прокурорской проверке установлено, что параметры автомобиля, указанные в техзадании аукциона соответствуют лишь одной марке автомобиля, то у прокурора есть право в интересах муниципального образования (субъекта РФ) и неопределенного круга лиц обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными указанных торгов, о признании недействительным (ничтожным) госконтракта и применении последствий недействительности сделки в виде двусторонней реституции путем обязания заказчика возвратить автомобиль поставщику, а поставщика – возвратить полученные денежные средства, следует из определения Верховного Суда.
Включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 №44-ФЗ (пункт 2 Обзора судебной практики применения №44-ФЗ, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017).
Исходя из разъяснений, данных в пункте 18 Обзора ВС РФ, государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований № 44-ФЗ, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а следовательно, посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.
Действия заказчика по включению в описание объекта закупки, отраженного в конкурсной документации, таких параметров, которым соответствует лишь автомобиль определенной марки и комплектации, противоречат требованиям статьи 33 Закона № 44-ФЗ, поскольку ограничивают количество потенциальных участников размещения заказа, что является признаком ограничения конкуренции.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Верховного Суда РФ от 14.09.2020 № 309-ЭС20-11583 по делу №А60-31117/2019, от 21.12.2020 № 304-ЭС20-20096 по делу №А46-20467/2019, от 19.09.2019 № 308-ЭС19-15480 по делу №А63-6965/2017, от 11.06.2020 №304-ЭС20-7862 по делу №А46-9101/2019.
При рассмотрении настоящего дела суды, руководствуясь нормами Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пришли к выводу, в соответствии с которым действия учреждения по включению в описание объекта закупки, отраженного в аукционной документации, таких параметров, которым соответствует только автомобиль определенной марки и комплектации, противоречат требованиям законодательства: заявленные учреждением параметры автомобиля присущи только автомобилю конкретной модели производителя Kia – Cerato Prestige 2.0.
Таким образом, суды пришли к выводу, в соответствии с которым контракт противоречит публичным интересам, нарушая права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, и является ничтожной сделкой.
Документ: Решение АС Краснодарского края от 14 января 2021 года по делу №А32-37684/2020, Определение ВС РФ от 21 октября 2021 года №308-ЭС21-18982