Счетная палата предлагает Правительству провести анализ мер господдержки малого и среднего предпринимательства (МСП), а также оценить их влияние на развитие сектора. Рекомендации контрольное ведомство дало по итогам оценки гарантийной поддержки МСП с 2015 года.
«В 2015-2018 годах, – констатировал на Коллегии аудитор Данил Шилков, – не сформировалась устойчивая тенденция роста малого и среднего бизнеса. Сейчас мы можем сказать, что численность работников, занятых в сфере МСП, изменялась незначительно — в диапазоне 18,9–19,3 млн человек. На 10 ноября 2019 года по данным ФНС показатель составил 19 млн человек (с учетом самозанятых граждан). Количество субъектов МСП оставалось примерно на одном уровне: 5,5–6 млн, одновременно число средних предприятий снизилось с 20,4 до 16,7 тысяч».
Таким образом, не достигнута цель по росту числа занятых в секторе МСП до 20 млн человек к 2018 году. Такой ориентир указал в 2016 году Президент в своем указе. Следующая цель – 25 миллионов человек к 2024 году.
В Минэкономразвития уточнили, что сокращение субъектов МСП – это не всегда негативные новости. «Из Единого реестра вылетают подросшие средние предприятия. В этом году их было порядка 200. Мы это отмечаем как позитивный тренд», – рассказала Директор департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития Милена Арсланова.
Господдержка малого и среднего бизнеса осуществляются в рамках Госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Непосредственно финансирование идет по трем ключевым направлениям: за счет банковских кредитов по сниженной ставке, средств МФО и региональных гарантийных организаций (РГО), а также через АО «Корпорация МСП». С 2014 года на компенсацию недополученных ими доходов по кредитам и докапитализацию федеральный бюджет выделил около 80 млрд рублей.
«С 2019 года в Программу интегрирован национальный проект МСП, в рамках которого на финансовую поддержку планируется направить из федерального бюджета 257,1 млрд рублей в 2019–2024 годах. При этом наиболее ресурсоемкие мероприятия в рамках финансовой поддержки МСП, реализуемые в национальном проекте, остались прежними. Надо отметить, что показатели Госпрограммы не обеспечивают оценку влияния оказанной поддержки на стратегические показатели развития МСП в регионах и в целом по стране», – сообщил аудитор.
Он также указал на системную проблему национального проекта. Получатели бюджетных средств не заинтересованы в достижении целей развития МСП: роста численности занятых в данной сфере и доли малого и среднего бизнеса в экономике страны. Организации-получатели финансирования отвечают только за достижение тех показателей, которые установлены в договорах о предоставлении бюджетных средств. «Вместе с тем высшие должностные лица субъектов России, ответственные за достижение стратегических показателей развития МСП в регионах, не имеют инструментов влияния на распределение ресурсов и деятельность организаций, их получивших, на объемы и условия предоставления господдержки», – отметил Данил Шилков.
Счетная палата рекомендует Правительству усовершенствовать нормативную правовую базу в этой части.
Контрольное ведомство продолжит и дальше следить за развитием малого и среднего предпринимательства. «Эта тема покрывает целый национальный проект и нас всех интересует, произойдет когда-то в этой сфере перелом или нет. Пока не происходит и даже не просматривается. Вот в чем наше беспокойство. Кроме того, мы предполагаем, что за счет развития МСП будет осуществляться драйв экономики. Нам надо увидеть все зависимости и вычленять главную задачу влияния на рост экономики и производительности», – заключил Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.