В Госдуму поступил проект поправок, смягчающих нормы законопроекта о расширении полномочий ФАС в борьбе с картельными соглашениями. О метаморфозах, произошедших с ним с момента разработки, рассказал Андрей Тенишев, один из его авторов, на тот момент возглавлявший управление по борьбе с картелями ФАС России.
Законопроект разработан в соответствии с перечнем поручений Президента РФ № 1525 от 5.08.2017 г. Основная цель – обеспечить подготовку и внесение в Госдуму проектов федеральных законов, направленных на своевременное выявление и пресечение деятельности картелей, а также на ужесточение уголовной и административной ответственности за такую деятельность.
Уже тогда мы понимали, что картелизация экономики является прямой угрозой экономической безопасности страны. Эта позиция закреплена и в недавно утвержденной Стратегии национальной безопасности страны, и в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года от 13.05. 2017 г. № 208.
Вроде как борьба с картелями должна выйти на новый уровень – впервые государство объявило ее в качестве одного из способов обеспечения национальной безопасности в сфере экономики.
С 2018 года определенными монополистическими кругами со вполне понятными целями предпринимаются попытки торпедировать законопроект. Кавалерийским наскоком снести его не удалось – вот что ответил Путин на заседании Госсовета по вопросу развития конкуренции в апреле 2018-го: «Более жестокого наказания, чем нарушение антимонопольного законодательства, можно было представить себе только за государственную измену и за убийство. Я хочу, чтобы все это услышали. Добросовестный бизнес несет убытки от недобросовестной конкуренции».
После этого тактику изменили – начался тихий саботаж, заматывание законопроекта и медленное размывание его основных положений. Почти четыре года он «гуляет» по властным коридорам. Из его положений исключены все нормы, направленные на своевременное выявление и пресечение деятельности картелей и профилактику картелизации экономики. Ужесточения административной и уголовной ответственности практически нет – чудом в нем уцелела одна норма об «оборотных» штрафах за воспрепятствование проверкам. В некоторых случаях, ответственность наоборот, смягчается.
Большая часть внесенного законопроекта посвящена совершенно противоположному – условиям освобождения участников картелей от ответственности.
Что мы видим сейчас – угрожающий рост инфляции и галопирующая агфляция. Беспрецедентный рост цен на контейнерные перевозки. Резкий рост цены металлопродукции, строительных материалов. Беспрецедентный рост цен на так называемый «борщевой» набор. В значительной мере он обусловлен картелизацией экономики. Но борьба с картелями сходит на нет. Так, антимонопольными органами страны в 2020 году было возбуждено 625 дел – в т.ч., 269 – о картелях, а в первом полугодии 2021-го – всего 212 дел об антиконкурентных соглашениях и 96 дел о картелях.
Особенно резко сократилось количество дел о сговорах с государственным заказчиком на торгах – 98 в 2020 году и всего 29 – в первом полугодии 2021-го. При сокращении общего количества дел ухудшилось и их качество – в 2020 году судами было отменено 3,9 % принятых решений по делам о картелях и иных антиконкурентных соглашениях, в первом полугодии 2021-го – 9,9%. При этом, дел о крупных картелях практически не возбуждается…
Еще в 2020 году я говорил о том, что законопроекты были разработаны во исполнение перечня поручений Президента РФ, в соответствии с которым они должны быть направлены как на своевременное выявление, пресечение деятельности картелей, так и на ужесточение уголовной, административной ответственности за эту деятельность. Поэтому любого рода поправки в эти законопроекты не должны выхолостить и исказить смысл и содержание поручений главы государства. Но, увы…
Более изощренного искажения воли Президента и его поручений я еще не видел.
Андрей Тенишев
Документ: Законопроект № 848392-7 о внесении изменений в Федеральный закон “О защите конкуренции” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий