Курганское УФАС России предписало Администрации города Кургана отменить акты о выделении АО «Водный союз» субсидии из городского бюджета в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) в сферах холодного водоснабжения и водоотведения.
Поводом для рассмотрения вопроса стали заявления средств массовой информации (официальный сайт Администрации города Кургана, издание Znak.com) о выделении администрацией Кургана из городского бюджета субсидии «Водному союзу» в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) в сферах холодного водоснабжения населения и (или) водоотведения на территории Кургана.
СМИ указывали, что «Водный союз» накануне получил на специализированный счет 51 млн руб. – третью часть городской субсидии, которую ей должны перечислить в этом году. Причем мэрия по-прежнему срывала сроки перечисления денег. Всего компания должна получить из городского бюджета 150 млн руб. субсидии на проведение этих работ.
Изучив информацию СМИ, УФАС установило, что Администрация города Кургана в феврале 2019 г. приняла постановление об утверждении Порядка предоставления из бюджета города Кургана субсидий организациям водопроводно-канализационного хозяйства. Муниципальный правовой акт размещен на официальном сайте Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Кургана еще до момента официального опубликования в СМИ (газета «Курган и Курганцы»).
Согласно постановлению получателями субсидий являются организации водопроводно-канализационного хозяйства любой организационно-правовой формы, владеющие на законном праве объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, расположенными в границах муниципального образования города Кургана.
Постановление устанавливает критерии отбора организаций, для которых предусмотрено субсидирование, в том числе обязанность организации оказывать услуги в сферах холодного водоснабжения населению и (или) водоотведения на территории Кургана в 2019 г. по тарифам, утвержденным органом регулирования субъекта РФ.
При этом на территории Кургана действует муниципальный правовой акт (постановление администрации) об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа, который определяет в качестве гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа ОАО «Водный союз».
В марте 2019 г. администрация приняла постановление о предоставлении из бюджета города субсидии в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) в сферах холодного водоснабжения населения и (или) водоотведения на территории Кургана. Согласно постановлению администрация предоставляет субсидию «Водному союзу» в сумме 230 млн руб.
Анализ положений Порядка показал, что критериям, установленным для получения субсидии, может соответствовать только одна организация – «Водный союз», поскольку на территории Кургана на основании постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) для потребителей Акционерного общества „Водный союз“», а также постановления «Об утверждении производственной программы и установлении тарифов на водоотведение для потребителей» тарифы на водоотведение и водоснабжение на 2019 г. утверждены только для одной организации – «Водного союза».
Кроме того, «Водный союз» имеет на праве аренды сооружения системы централизованного водоснабжения и водоотведения на территории Кургана.
Иные хозсубъекты, которые также могут вести деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Кургана, не имеют возможности подать заявку, поскольку не соответствуют требованиям Порядка.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что принятие Администрацией города Кургана муниципального правового акта, рассчитанного на долгосрочное применение, может создавать преимущественные условия деятельности для одной организации, в том числе путем предоставления мер финансовой поддержки.
Из извещения Департамента ЖКХ Администрации города Кургана следует, что прием заявок осуществлялся уже на следующий день после размещения сведений (с 13 марта 2019 г.), и заканчивался на шестой день (18 марта 2019 г.).
Из представленных в антимонопольный орган документов следует, что заявка поступила в орган местного самоуправления только от «Водного союза». При этом Порядок предусматривает, что при наличии нескольких организаций, допущенных к отбору, комиссия определяет получателя субсидии в порядке очередности поступления заявок в соответствии с регистрационными порядковыми номерами. Решение комиссии принимается в пользу организации, имеющей заявку с меньшим регистрационным порядковым номером.
Антимонопольная служба пришла к предварительным выводам, что установление сокращенного (незначительного) срока приема заявок при условии необходимости подготовки документов, предусмотренных Порядком, не обеспечивает реальной возможности для потенциальных заявителей ознакомиться со сведениями о возможности получения субсидии на выполнение работ (оказание услуг) в сфере водоснабжения и водоотведения, сформировать и подать заявку в установленный в извещении срок. Это также может содержать признаки ограничения, недопущения, устранения конкуренции, в том числе в связи с предоставлением информации в приоритетном порядке, поскольку только организация, обладающая соответствующими сведениями, может в короткие сроки ознакомиться с опубликованным извещением и обратиться с заявкой в орган местного самоуправления уже на следующий день после его размещения на интернет-ресурсе.
Исходя из положений постановления Администрации города Кургана, УФАС заключило, что установление администрацией обязательных для получения субсидии требований к организации в части владения на законном праве объектами централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также установленных для таких организаций тарифов в отношении деятельности по водоотведению и водоснабжению создает преимущественные условия деятельности одному хозсубъекту.
Такие действия могут содержать признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в том числе путем представления информации в приоритетном порядке, и привести к ограничению конкуренции ввиду невозможности иным хозсубъектам, имеющим основания оказывать аналогичные услуги с использованием субсидии, подать заявку на ее получение.
Из представленных Администрацией города Кургана материалов следует, что во исполнение постановления администрации между Департаментом ЖКХ Администрации города Кургана, ОАО «Водный союз» и МКУ города Кургана «Управление капитального строительства» заключено соглашение о выделении субсидии данной организации для финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ по капремонту объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также мероприятий, направленных на осуществление текущей деятельности и на поддержание объектов централизованных систем в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов.
В связи с наличием в действиях администрации признаков нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции Курганское УФАС России выдало предупреждение о необходимости отмены постановлений об утверждении Порядка предоставления из бюджета города Кургана субсидий организациям водопроводно-канализационного хозяйства и о предоставлении из бюджета города Кургана субсидии в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) в 2019 г. в сферах холодного водоснабжения населения и (или) водоотведения на территории города Кургана ОАО «Водный союз».
Срок исполнения предупреждения установлен до 20 декабря 2019 г.