Правило | Исключения | Ситуация | Ответственность |
При заключении контракта необходимо указывать, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (ч. 2 ст. 37 Закона № 44-ФЗ) | Когда невозможно определить количество и объем ТРУ, нужно указывать цены единиц ТРУ и максимальное значение цены контракта (ч. 24 ст. 22 Закона № 44-ФЗ). А также в случаях, которые установлены Правительством, нужно добавить ориентировочное значение цены контракта либо формулу цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении | При закупке бензина заказчик указывает, что цена контракта является твердой. В соответствии с требованиями постановления от 13.01.2014 № 19 в контрактах на поставку бензина необходимо указывать формулу цены и максимальное значение цены контракта | Штраф на должностное лицо — 3 тыс. руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП) |
При заключении контракта необходимо указывать, что срок оплаты составляет не более 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке (ч. 13.1 ст. 37 Закона № 44-ФЗ) | 1. Иной срок оплаты установлен Правительством.
2. Оплата по контракту, где приемка проводится без ЕИС, — не более 10 рабочих дней. А если в контракте гостайна — не более 20 рабочих. 3. При казначейском сопровождении — не более 10 рабочих дней с даты подписания акта о приемке |
Заказчики часто указывают в контракте сроки оплаты из предыдущей версии закона — не более 15 рабочих дней либо сроки, отличные от 7 рабочих дней, для контрактов, которые не попадают под категорию исключений | Штраф на должностное лицо — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 7.32.5 КоАП) |
При заключении контракта необходимо снижать цену в соответствии с условиями допуска из приказа № 126н (ст. 14 Закона № 44-ФЗ, приказ № 126н) | Если при рассмотрении заявок выясняется, что ни один участник не предложил товар, который произведен на территории ЕАЭС, то применять условия допуска не нужно | Больше всего нарушений в многопозиционных закупках и закупках с большим количеством заявок. Если победитель предлагает смешанный товар — Россия, Китай, а в заявке, которая расположилась в протоколе ниже, российский товар, заказчики забывают снизить цену | Штраф на должностное и юрлицо — в двукратном размере дополнительно израсходованных средств (ч. 2 статьи 7.32 КоАП) |
Изменение цены контракта возможно только на этапе исполнения контракта (ст. 95 Закона № 44-ФЗ) | Можно снижать цену на лекарства из перечня ЖНВЛП, если цена в контракте оказалась выше, чем предельная отпускная цена | Заказчики и поставщики заключают контракт по цене на несколько копеек ниже предложения участника, чтобы избежать 11 знаков после запятой в цене за отдельные позиции. Так делать нельзя, ведь контракт заключают по цене победителя закупки (подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ) | Штраф для сотрудника — 1% НМЦК, но не менее 5 тыс. и не более 30 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.32 КоАП) Штраф на должностное лицо — 1% от НМЦК, но не менее 50 тыс. и не более 300 тыс. руб. |
Для закупок с НМЦК свыше 1 млн руб. заказчик обязан установить обеспечение заявки (ч. 1 ст. 44 Закона № 44-ФЗ) | Заказчик вправе установить обеспечение заявки в закупке с любой НМЦК | В совместной закупке при цене лота свыше 1 млн руб. рекомендуется установить обеспечение заявки, поэтому в самостоятельных закупках заказчики забывают устанавливать обеспечение заявки | Штраф на должностное лицо — 3 тыс. руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП) |
Если установлено обеспечение исполнения контракта, заказчик обязан установить такой размер в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ | До 31.12.2024 заказчик вправе не устанавливать обеспечение исполнения контракта (ч. 64.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ) | Заказчики забывают о двух моментах. 1. В закупке с авансом, ОИК должно быть не ниже, чем аванс (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). 2. При снижении цены контракта более чем на 25%, ОИК необходимо запрашивать с учетом антидемпинговых мер — увеличить в 1,5 раза и при этом не менее 10% от НМЦК или цены контракта (ч. 1 ст. 37 Закона № 44-ФЗ) | Штраф на должностное лицо — 3 тыс. руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП) |
В контракт включено обязательное условие о сроках возврата денежных средств, которые внесены в качестве ОИК (ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) | Исключений нет. Если установлено предоставление обеспечения, необходимо указать порядок его возврата | Заказчики путаются в сроках. Если аукцион проходил на общих основаниях, то ОИК надо вернуть в течение 30 дней с даты исполнения обязательств контрагентом. Если закупка для СМП и СОНО, срок — не более 15 дней | Штраф на должностное лицо — 3 тыс. руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП) |
В контракт обязательно включать условие об ответственности сторон за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) | При заключении контракта по пунктам 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51–53, 56, 63 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик может не применять требования частей 4— 9, 11–13 статьи 93 (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) | Заказчики делают массу ошибок по неустойке — начисляют за просрочки и штраф, и пени, не включают день поставки товара в расчет пени, включают срок приемки товара в расчет пени | Штраф на должностное лицо — 3 тыс. руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП) |
При закупке у СМП и СОНО необходимо учитывать предельный размер НМЦК (ст. 30 Закона № 44-ФЗ) | Если НМЦК более 20 млн руб., то закупку нельзя проводить для СМП и СОНО (п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ) | При проведении совместных закупок заказчики забывают устанавливать признак исходя из НМЦК сформированного лота | Штраф на должностное лицо — 3 тыс. руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП) |
При проведении дорогих закупок необходимо проверять, подпадают ли они под действие постановления № 2571 | Если закупаемые ТРУ есть в перечне постановления № 2571, необходимо уточнить, от какого размера НМЦК обязательно применять постановление | Заказчики забывают применять постановление либо считают, что применение постановления зависит от сферы деятельности заказчика. Другая крайность — устанавливать несколько видов доптребований, хотя для закупки этого делать не нужно | Штраф на должностное лицо — 3 тыс. руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП) |
Справочно
Заказчик не установил доптребования при закупке услуг по очистке кровли
Заказчик разместил извещение на оказание услуг по очистке кровли от снега. Поступила жалоба, что в закупке не установили доптребования по позиции 14 для услуг по техобслуживанию зданий.
Контролеры признали жалобу обоснованной. И отметили, что объект закупки относится к текущему обслуживанию здания, поскольку в состав его работ входит среди прочего уборка снега. Подготовка здания, его элементов и систем к сезонной эксплуатации — одна из задач техобслуживания. Заказчику нужно было установить доптребования по позиции 14, тем более что НМЦК позволяла это сделать.
УФАС также отметило, что такие услуги не относятся к услугам по уборке зданий по позиции 36 доптребований, поскольку цель их закупки — эксплуатационная безопасность здания, а не поддержание его чистоты.
Документ: решение Московского УФАС от 26.08.2024 по делу № 077/06/106-11318/2024
электронный журнал «Госзаказ в вопросах и ответах»