Исполнительными органами государственной власти в соответствии с нормами Федерального закона № 44-ФЗ осуществляется ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе в отношении подведомственных им бюджетных учреждений.
По результатам данного контроля выявляются типовые несоблюдения и нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, такие как несвоевременное размещение информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, неприменение соответствующей позиции каталога товаров, работ, услуг, отсутствие в контрактах идентификационного кода закупки и условия, что цена является твёрдой, неприменение типовых контрактов, отсутствие сроков оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и т.д.
Несоблюдения и нарушения находятся на поверхности для органа ведомственного контроля. В то же время существуют несоблюдения и нарушения, так сказать «невидимки», также выявляемые в рамках ведомственного контроля, на которые заказчики при осуществлении закупок часто не обращают внимание.
Необходимо отметить, что, если результаты ведомственного контроля содержат признаки административного правонарушения, материалы проверки направляются в контрольный орган в сфере закупок, наделённый правом рассматривать дела об административных правонарушениях.
Статья посвящена пяти наиболее часто встречающимся «невидимкам», их причинам, последствиям и принимаемым мерам. Знания о них уберегут заказчиков от административной ответственности.
Первое. Несоответствие объёма финансового обеспечения на закупку товаров, работ, услуг, предусмотренного в плане финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, объёму финансового обеспечения, включённому в план-график закупок
Суть нарушения
В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 44-ФЗ планы-графики закупок подлежат изменению при необходимости, в том числе при изменении показателей планов финансово-хозяйственной деятельности государственных бюджетных учреждений.
Пример
Бюджетным учреждением 30.12.2022 9-ой версией плана финансово-хозяйственной деятельности изменена сумма выплат на закупку товаров, работ, услуг по контрактам, планируемым к заключению в соответствующем финансовом году в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, и составила 24 343 321,75 рублей.
Однако 4-ой версией плана-графика закупок, размещённой 02.11.2022 и действующей до 20.01.2023, объём финансового обеспечения для осуществления закупок составил 25 097 056,37 рублей.
Причина
В основном заказчики при принятии решения о внесении изменений в план-график закупок делают акцент на слова статьи 16 Федерального закона № 44-ФЗ «при необходимости» и не редактируют план-график при изменении выплат на закупку товаров, работ, услуг в плане финансово-хозяйственной деятельности.
Практика нарушения
На практике контрольный орган в сфере закупок, наделенный правом рассматривать дела об административных правонарушениях, выносит постановление о назначении административного наказания по части 4 статьи 7.29.3 КоАП РФ (нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок) в сумме 5,0 тыс. руб.
Предупредительные меры
Заказчики при принятии решения о внесении изменений в план-график закупок в связи с изменением показателей плана финансово-хозяйственной деятельности «при необходимости» должны проводить анализ изменений и обязаны редактировать план-график при уменьшении лимитов на закупку товаров, работ, услуг в плане финансово-хозяйственной деятельности.
Второе. Отсутствие в контракте условия о происхождении продукции из государств-членов Евразийского экономического союза или обоснования невозможности соблюдать запрет при закупке программного обеспечения у единственного поставщика в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ
Суть нарушения
Согласно нормам статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ, требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в контрактах заказчиками не указываются порядковые номера реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.
Пример
Бюджетным учреждением заключён контракт на продление неисключительных (пользовательских) прав на антивирусное программное обеспечение системы антивирусной защиты учреждения.
Вместе с тем условиями контракта не предусмотрено, что программное обеспечение происходит из Российской Федерации или относится к государству-члену Евразийского экономического союза.
Причина
Как известно, запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, действует, в том числе, на закупку программного обеспечения у единственного поставщика в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.
На практике контрольный орган выносит постановление о назначении административного наказания в 5 тыс. руб.
Подтверждением соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236, является указание участником закупки в составе заявки на участие в закупке порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.
Таким образом, способы подтверждения соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных требованиям данного постановления в контрактах с единственным поставщиком не определены.
Практика нарушения
За указанное нарушение контрольный орган в сфере закупок, наделённый правом рассматривать дела об административных правонарушениях, может вынести постановление о назначении административного наказания по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ (принятие решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) в размере 30,0 тыс. руб.
Предупредительные меры
Заказчикам необходимо при закупке у единственного поставщика программного обеспечения, попадающего под запрет согласно нормам статьи 14 Федерального закона № 44-ФЗ, прописывать в контракте порядковые номера реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.
Также заказчику необходимо указывать в контракте условие о невозможности замены программного обеспечения, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения или реестр евразийского программного обеспечения, на иное программное обеспечение.
Третье. Отсутствие в контракте единых требований при закупке у единственного поставщика
Суть нарушения
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Пример
Бюджетным учреждением заключён контракт по объекту закупки «Предоставление права использования (на правах простой неисключительной лицензии) Комплекта базы данных электронных систем».
Однако условиями контракта не предусмотрена обязанность поставщика соответствовать требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ.
Причина
Способы, с помощью которых заказчик должен установить единые требования при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), Федеральным законом № 44-ФЗ не установлены.
Практика нарушения
Нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена административная ответственность за отсутствие в контракте с единственным поставщиком, заключённым на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, условия о соответствии единым требованиям.
Контрольные органы могут наказать заказчика за несоблюдение им обязанности проверять соответствие участника закупки при осуществлении её у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Предупредительные меры
В основном заказчику рекомендуется проверять, что единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) отвечает единым требованиям.
Однако, чтобы избежать несоблюдения законодательства, заказчик может внести в контракт условие о данных требованиях либо запросить у поставщика (подрядчика, исполнителя) декларацию о соответствии единым требованиям при заключении контракта.
Четвертое. Отсутствие в контракте с единственным поставщиком на основании пункта 32 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ обоснования цены контракта
Суть нарушения
Согласно части 4 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном пунктом 32 части 1 данной статьи, заказчик обосновывает цену контракта в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ и включает в контракт обоснование цены контракта.
Пример
Бюджетным учреждением заключён контракт на аренду нежилого здания по объекту закупки «Передача во временное платное пользование объектов недвижимого имущества».
Цена контракта определена в разделе «Арендная плата и порядок расчетов», однако обоснование цены контракта как приложение к контракту отсутствует.
Причина
На практике заказчики часто не различают понятия «определение» и «обоснование» цены контракта.
В Федеральном законе № 44-ФЗ разделяются понятие «определение НМЦК» и понятие «обоснование НМЦК».
Если раскрыть данные понятия простым языком, то «определение» — это выяснение точного значения какой-либо величины, а «обоснование» — это то, что является основанием для чего-либо, служит доказательством чего-либо.
Таким образом, обоснование цены контракта состоит в описании метода, предусмотренного Федеральным законом № 44-ФЗ, и источников, используемых для расчёта цены контракта.
Практика нарушения
За указанное нарушение контрольный орган в сфере закупок, наделенный правом рассматривать дела об административных правонарушениях, может вынести постановление о назначении административного наказания по части 2 статьи 7.29.3 КоАП РФ (несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта) в размере 10,0 тыс. руб.
Предупредительные меры
Заказчик при заключении контракта с единственным поставщиком на основании пункта 32 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ обязан включить в контракт обоснование цены контракта.
Данное обоснование может быть в виде приложения к контракту и содержать наименование объекта закупки, характеристики объекта закупки, метод определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) согласно методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567, источники информации, используемые для определения цены контракта, анализ рынка в целях определения цены контракта, цену контракта и т.д.
Пятое. Заключение контракта вне плана графика закупок
Суть нарушения
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона 44-ФЗ планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Пример
Бюджетное учреждение разместило 2-ую версию плана-графика закупок 12.04.2022.
Объём финансового обеспечения закупок в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ согласно данной версии составил 892 003,50 рублей.
2-ая версия плана-графика закупок действовала до размещения бюджетным учреждением 3-ей версии плана-графика закупок, а именно до 08.11.2022.
Однако по состоянию на 08.11.2022 бюджетным учреждением заключены контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на основании вышеуказанного пункта на сумму 1 193 691,63 рублей.
Таким образом, бюджетным учреждением заключены контракты, не предусмотренные 2-ой версией плана-графика закупок от 12.04.2022.
Причина
Часто бюджетными учреждениями ведётся анализ закупок с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) только в части годового объёма закупок, который заказчик может осуществить на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Анализ же суммы заключённых контрактов с объёмом в плане-графике закупок, к сожалению, заказчиками не ведётся.
Практика нарушения
На практике контрольный орган в сфере закупок, наделённый правом рассматривать дела об административных правонарушениях, выносит постановление о назначении административного наказания по части 4 статьи 7.29.3 КоАП РФ (нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок) в сумме 5,0 тыс. руб.
Предупредительные меры
Чтобы избежать наказания, заказчику необходимо при заключении нового контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, учитывать объём финансового обеспечения закупок по соответствующему пункту в плане-графике закупок и сумму контрактов, заключённых в рамках данного пункта на дату подписания нового контракта.
В заключение хотелось бы обратить внимание заказчиков на несоответствия, можно сказать «технические ошибки», допускаемые бюджетными учреждениями при осуществлении закупок и не влекущие административную ответственность заказчика, которые могут быть расценены органом ведомственного контроля как нарушение основных принципов контрактной системы:
- даты коммерческих предложений позже даты подготовки и обоснования начальной (максимальной) цены контракта,
- разный размер обеспечения исполнения контракта в извещении и контракте,
- наличие требования к обеспечению гарантийных обязательств в контракте и его отсутствие в извещении,
- оформление акта сдачи-приёмки выполненных работ ранее проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом.
Елена Палагив, доцент Кафедры маркетинга, таможенного и торгового дела Института Экономики и Управления ФГАОУ ВО «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО», Фабрикант Медиа