В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Утверждена форма заключения государственного заказчика о цене продукции, поставляемой по гособоронзаказу для МЧС
Документ: Приказ МЧС России от 23.11.2022 № 1172
2.Методика расчета НМЦК на поставку медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков признана утратившей силу
Документ: Приказ Минздрава России, Минпромторга России от 26.10.2022 № 699н/4489
3.Изменили правила определения страны происхождения отдельных видов товаров из ЕАЭС для целей госзакупок
В целях доступа промышленных товаров государств – членов ЕАЭС к системе государственных (муниципальных) закупок дополнены Правила определения страны происхождения отдельных видов товаров.
Решением Совета ЕЭК от 25.01.2023 № 10 внесены изменения в приложение № 1 к Правилам определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей госзакупок, утвержденных Решением Совета ЕЭК от 23.11.2020 № 105.
4.В ЕИС размещены типовые условия контрактов на поставку тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Объединение в одну закупку товаров, работ и услуг с разными кодами ОКПД2
Закон № 44-ФЗ не содержит запрета на объединение в одну закупку товаров, работ и услуг с разными кодами ОКПД2.
Код ОКПД2 определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки.
Позиция изложена письме Минэкономразвития РФ от 17.02.2016, письме ФАС России от 13.03.2019 и подтверждается судебной практикой (решение Саратовского областного суда от 12.03.2021 по делу №21-117/2021).
Подробности
https://gkgz.ru/obedinenie-v-odnu-zakupku-tovarov-rabot-i-uslug-s-raznymi-kodami-okpd2/
2.Минфин указал на ошибки, которые допускают заказчики при формировании положения о закупке
Документ: Письмо Минфина России от 9 января 2023 г. N 24-07-07/163
3.Разъяснения о представлении отчета по форме 1-ГОЗ в ФАС России в 2023 году
https://gkgz.ru/razyasneniya-o-predstavlenii-otcheta-po-forme-1-goz-v-fas-rossii-v-2023-godu/
4.Локальные акты, без которых не сможет работать специалист по закупкам
Эксперт) подготовили готовые формулировки для правки локальных актов заказчика. Это надо сделать для того, чтобы внутренние закупочные документы соответствовали новым правилам контрактной системы, которые вступили в силу в 2023 году.
Смотрим
https://gkgz.ru/lokalnye-akty-bez-kotoryh-ne-smozhet-rabotat-spetsialist-po-zakupkam/
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Госконтракт расторгли по вине исполнителя — суд взыскал разницу с общей стоимостью замещающих сделок
Документ: Постановление 6-го ААС от 19.01.2023 по делу N А16-716/2022
2.Верховный суд: как заменить штраф на предупреждение
Документ: Определение ВС РФ от 25.01.2023 № № 306-ЭС22-19481 по делу № А55-34005/2021
https://gkgz.ru/verhovnyj-sud-kak-zamenit-shtraf-na-preduprezhdenie/
3.Административная практика по Закону 44-ФЗ от Калужского УФАС за 2022 год
Представляем вашему вниманию административную практику Калужского УФАС России за 2022 год по решениям в сфере государственных закупок (Закон 44-ФЗ).
Смотрим
https://gkgz.ru/administrativnaya-praktika-po-zakonu-44-fz-ot-kaluzhskogo-ufas-za-2022-god/
4.Суды обязали госзаказчика оплатить работы, которые сдали за пределами срока действия контракта
Документ: Постановление АС Московского округа от 20.01.2023 по делу N А40-110792/2022
5.Верховный суд отменил решение о возврате задатка участнику торгов
Документ: Определение ВС РФ от 16 декабря 2022 г. № 306-ЭС22-17441 по делу А55-17853/2020
https://gkgz.ru/verhovnyj-sud-otmenil-reshenie-o-vozvrate-zadatka-uchastniku-torgov/
6.Кассация посчитала, что госзаказчик незаконно раздробил закупку на несколько сделок с едпоставщиком
Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 19.01.2023 по делу N А73-6309/2022
7.Финансовый контроль выявил переплату по госконтракту — оснований возвращать деньги нет, решили суды
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 19.01.2023 по делу N А72-6997/2022
8.Форс-мажор в госзакупках: примеры из судебной практики за 2021 ‒ 2023 годы
Простят ли нарушение, если оно произошло из-за приостановки госорганом использования товара, роста цен из-за санкций? Помогут ли ссылки на проблемы с контрагентами, транспортные коллапсы и плохую погоду?
Смотрим
https://gkgz.ru/fors-mazhor-v-goszakupkah-primery-iz-praktiki-za-2021-2023-gody/
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Готовим порядок оценки заявок на участие в электронном конкурсе на поставку мебели. По детализирующему показателю «наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов» квалификационного критерия оценки заявок хотим установить такой показатель, как наличие у участников закупки складских помещений. Правомерно ли это?
ОТВЕТ
2.Как подтвердить страну происхождения товара? И другие вопросы экспертам в январе 2023
Эксперты продолжают отвечать на вопросы о закупках. В январе поставщиков волновали нюансы нацрежима, угроза попадания в РНП, закупка товаров неопределенного объема и работа с единственным поставщиком. Публикуем самые интересные ответы.
Содержание
- Как подтвердить страну происхождения товара по ПП РФ № 878?
- Могут ли поставщика включить в РНП, если он не подписал контракт во время рассмотрения жалобы?
- Когда прекращаются обязательства по контракту на поставку товара неопределенного объема?
- Может ли школа закупить пианино у ед. поставщика дороже 600 тыс. рублей?
Смотрим
https://gkgz.ru/kak-podtverdit-stranu-proishozhdeniya-tovara-i-drugie-voprosy-ekspertam/
3.Подлежит ли увеличению размер обеспечения исполнения контракта при увеличении цены контракта в соответствии с частью 65.2 статьи 112 Закона № 44-ФЗ?
Ответ: Нет.
Обоснование:
4.Раздел I формы годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года N 1352 “Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” включает позицию – “договоры, заключенные по результатам закупок гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями приборов учета электрической энергии, иного оборудования и нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона “Об электроэнергетике”. Следует ли из этого, что договоры, заключаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, подлежат размещению в ЕИС?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Договоры, заключение которых является в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике обязательным для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности, размещению в ЕИС не подлежат. Однако закупки, предметом которых является приобретение приборов учета для обеспечения коммерческого учета электрической энергии, подпадают под общее правило Закона N 223-ФЗ размещения информации и документов в ЕИС.
Обоснование вывода:
5.Нужно ли “подсанкционным” заказчикам планировать свои закупки?
Заказчик по Закону N 223-ФЗ подпадает под постановление Правительства РФ от 06.03.2022 N 301 (подсанкционные). Поэтому заказчик не размещал в ЕИС свои изменения планов закупок с марта 2022 года. В обзорах законодательства обсуждается тема создания с 2023 года закрытой части ЕИС для подсанкционных организаций.
Для недопущения нарушения сроков размещения плана закупок в ЕИС с какого момента и как должен размещать заказчик план закупок в рамках действующего и планируемого законодательства?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Информация о закупках, определенных Правительством РФ на основании ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, начиная с плана закупок на 2023 год включается в план закупок и должна размещаться в ЕИС, но не официальном сайте – общедоступной (видимой) части ЕИС.
Обоснование вывода:
https://gkgz.ru/nuzhno-li-podsanktsionnym-zakazchikam-planirovat-svoi-zakupki/
6.Как соблюсти все процессуальные нормы и инициировать процесс одностороннего отказа от исполнения госконтракта?
Смотрим
7.Участник закупки, с которым заключается контракт, представил в качестве обеспечения его исполнения независимую гарантию, в которой отсутствует отлагательное условие. Должны ли мы отказаться от заключения контракта с таким участником?
ОТВЕТ
8.Эксперты продолжают отвечать на вопросы от участников закупок по Закону № 44-ФЗ
- Обязательно ли в закупках до 600 тысяч рублей указывать характеристики товара ?
- Можно ли заключить несколько контрактов с одним и тем же подрядчиком в рамках малых закупок ?
- Можно ли внести изменения в контракт по оплате при казначейском сопровождении ?
Смотрим ответы
https://gkgz.ru/eksperty-prodolzhayut-otvechat-na-voprosy-ot-uchastnikov-zakupok-po-zakonu-44-fz/
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 23.01.223 по 29.01.2023 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию