В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.В закон о гособоронзаказе внесены изменения
27.11.2023 на Официальном портале правовой информации опубликован Федеральный закон, который вносит изменения в Закон о гособоронзаказе (275-ФЗ).
Закон № 555-ФЗ вводит федеральный каталог продукции для федеральных нужд, который необходимо применять при осуществлении закупок товаров, поставляемых по государственному оборонному заказу.
Документ: Федеральный закон от 27.11.2023 № 555-ФЗ
https://gkgz.ru/v-zakon-o-gosoboronzakaze-vnesli-izmeneniya/
2.Введена маркировка отдельных видов радиоэлектронной продукции
Документ: Постановление Правительства РФ от 25.11.2023 № 1993
https://gkgz.ru/vvedena-markirovka-otdelnyh-vidov-radioelektronnoj-produktsii/
3.Внесены изменения в порядок определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках гособоронзаказа
Документ: Приказ Минпромторга России от 25.10.2023 № 4044
4.Определены случаи казначейского сопровождения платежей по контрактам в следующем году (Закон №44-ФЗ)
Документ: Федеральный закон от 27.11.2023 № 540-ФЗ
5.Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 31.12.2022 № 2559
Постановление продлевает на 2024 год особенности планирования и осуществления закупок для обеспечения государственных нужд Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на их территориях.
Документ: Постановление Правительства РФ от 30.11.2023 № 2039
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Изменять строительные госконтракты из-за форс-мажора хотят разрешить и в 2024 году — проект Минстроя
Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/11-23/00143808
2.ФАС предлагает снизить ценовой порог рассматриваемых в Центральном аппарате закупок до 700 млн рублей, сейчас он составляет 1 млрд рублей
Нововведение также затрагивает жалобы и обращения для проведения внеплановых проверок и включения информации в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Документ: Проект приказа ФАС России “О координации деятельности центрального аппарата ФАС России и территориальных органов ФАС России при осуществлении контроля в сфере закупок в соответствии с федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также при осуществлении полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)”. ID проекта 01/02/11-23/00143911
3.Ряд антикризисных мер в госзакупках хотят продлить: проект принят в первом чтении
По проекту в 2024 году продолжит действовать среди прочего норма о праве заказчика не требовать обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств. Также предложили продлить возможность правительства устанавливать дополнительные случаи закупок у единственного поставщика. Подробнее в обзоре
Документ: Проект Федерального закона N 475970-8
https://gkgz.ru/ryad-antikrizisnyh-mer-v-goszakupkah-hotyat-prodlit-proekt-prinyat-v-pervom-chtenii/
4.Определены правила анализа исполнения бюджетных полномочий исполнительных органов субъектов РФ и местных администраций
Минфин утвердил порядок проведения Федеральным казначейством анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля
Документ: Приказ Минфина России от 15.08.2023 № 134н
5.Законопроект об увеличении суммы расходов исполнителя по государственному оборонному заказу принят Госдумой
Законопроект № 421424-8
6.В Госдуме предложили рассмотреть вопросы об уточнении национального режима закупок
В рамках работы по совершенствованию механизмов поддержки субъектов МСП Госдума предлагает затронуть и нацрежим в сфере госзакупок.
Документ: Проект постановления № 494878-8
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Ошибки в требованиях к участникам госзакупок: примеры из практики за 2022 – 2023 годы
Госзаказчики устанавливали лишние требования к правоспособности участников и документам, которыми ее подтвердят. Неверно определяли условие об отсутствии контрагента в РНП. Не учитывали нюансы применения доптребований, когда составляли извещение. Подробнее в обзоре.
2.ВС РФ поддержал позицию ФАС о необходимости оценки ценовых предложений участников закупки вне зависимости от применяемой ими системы налогообложения
Письмо ФАС России от 22.08.2018 № АД/66562/18 признано законным и соответствующим Закону о закупках 223-ФЗ.
Документ : Судебная коллегия по административным делам ВС РФ решение от 23.11.2023 дело № АКПИ23-809
3.Верховный Суд объяснил, как участнику закупки обосновать снижение цены
Бизнесмен подал заявку на участие в закупке и предложил значительно снизить начальную цену контракта. В подтверждение возможности исполнить будущий договор он направил гарантийные письма. ВС отметил, что этих доказательств было недостаточно.
Документ: Определение Верховного Суда РФ № 310-ЭС23-10279 от 13.10.2023 по делу № А83-19605/2021
https://gkgz.ru/verhovnyj-sud-obyasnil-kak-uchastniku-zakupki-obosnovat-snizhenie-tseny/
4.Ограниченный срок действия договора оказания услуг с заказчиком не является основанием для заключения срочного трудового договора
Документ: Определение Верховного Суда РФ от 21.08.2023 N 78-КГ23-19-К3
5.Отсутствие в закупке информации о стоимости объектов строительного контроля является нарушением Закона о контрактной системе
Документ: Постановление АС Московского округа от 10.11.2023 г № Ф05-27915/2023 по делу № А40-300728/2022
6.Режим налогообложения участника закупки не основание для его отклонения по Закону 223-ФЗ
Документ: Решение АС города Москвы от 16.11.2023 г по делу А40-194093/2023
7.Правила (запреты) при расчете и обосновании НМЦК методом сопоставимых рыночных цен
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Как оформить в ЕИС возврат поставщику товара, не соответствующего условиям контракта, уже после подписания документа о его приемке?
25 августа 2023 г. поставщик произвел поставку светильников, а 5 сентября приемочная комиссия заказчика после визуального осмотра товара подписала документ о приемке. Однако на следующий день при начале эксплуатации товара выяснилось, что он не соответствует условиям контракта. После направления запроса производителю был получен ответ о том, что поставленный нам товар является контрафактной продукцией (фальсифицирован). Какие действия нам необходимо совершить для возврата поставщику товара, не соответствующего условиям контракта?
Ответ
2.Осуществление закупок на основании постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2559
Федеральному бюджетному учреждению выделены целевые средства на организацию (обустройство в имеющемся помещении) детского центра в г. Луганске. После проведения работ детский центр будет передан Федеральному музею г. Луганска.
Имеет ли право бюджетное учреждение, которое не находится на территории Луганской Народной Республики, осуществить закупку у единственного поставщика в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2559?
К сожалению, эксперты не смогли однозначно ответить на данный вопрос. Объясним почему.
3.Вправе ли заказчик отказаться от исполнения контракта на выполнение работ (не строительных), если характеристики предполагаемого подрядчиком к установке оборудования не соответствуют указанным в проекте?
В соответствии с государственным контрактом до начала производства работ по развитию противопаводковой системы подрядчик должен представить техническую документацию на материалы и оборудование, используемые при выполнении работ (технические паспорта, сертификаты). При рассмотрении выяснилось, что характеристики предполагаемого к установке оборудования не соответствуют характеристикам, указанным в проектной документации.
Может ли заказчик расторгнуть контракт в данном случае?
По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:
Замена материалов и оборудования, используемых при выполнении работ по контракту, возможно только по согласованию с заказчиком и только на материалы и оборудование, обладающие улучшенными характеристиками по сравнению с предусмотренными контрактом.
В противном случае заказчик вправе отказаться от исполнения контракта.
Обоснование позиции:
4.Пролонгация контрактов, заключенных на основании п.п. 1, 8, 23, 29, 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ
Федеральное государственное бюджетное учреждение в 2017 году заключило договор аренды офисного здания согласно ст. 93 Закона N 44-ФЗ сроком на три года. В 2020 году дополнительным соглашением договор был пролонгирован еще на три года, то есть до конца 2023 года.
Правомерно ли в настоящее время таким же образом, путем заключения дополнительного соглашения, пролонгировать действие договора до 2026 года? Обязательно ли договоры по электроэнергии и газоснабжению перезаключать ежегодно? Есть ли в данном случае, помимо Закона N 44-ФЗ, какие-то ограничения относительно бюджетного законодательства?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Перезаключать указанные в вопросе контракты ежегодно нет необходимости. Они могут быть пролонгированы по соглашению сторон.
Обоснование вывода:
5.Как следует определить статус контрагента – гражданина, если в ЕИС он зарегистрирован как ИП, но в контракте указывает себя просто как физическое лицо?
Учреждение проводит закупку преподавательских услуг по Закону N 44-ФЗ. Был заключен контракт с хирургом как с физическим лицом. Контракт предусматривает исполнение заказчиком обязанностей налогового агента по НДФЛ. Согласно ИНН гражданин является еще и ИП, в деятельность его не входит код ОКПД 2 “Преподавательские услуги”. По ИНН в справочнике выпадает ИП и переходит в ЕИС.
Можно ввести нового контрагента с этим ИНН, но не показывать, что он ИП?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Индивидуальный предприниматель – это не отдельный субъект гражданского права, а статус гражданина, зарегистрированного в таком качестве, который вправе совершать сделки, в том числе в целях государственных и муниципальных закупок, как в рамках предпринимательской деятельности, так и вне таковых рамок, которые не ограничиваются кодами ОКВЭД, указанными в ЕГРИП.
Обоснование вывода:
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства 20.11.2023 по 26.11.2023 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию