Свежий обзор закупочного законодательства с 27.11.2023 по 03.12.2023

Свежий обзор закупочного законодательства с 27.11.2023 по 03.12.2023

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.В закон о гособоронзаказе внесены изменения 

27.11.2023 на Официальном портале правовой информации опубликован Федеральный закон, который вносит изменения в Закон о гособоронзаказе (275-ФЗ).

Закон № 555-ФЗ вводит федеральный каталог продукции для федеральных нужд, который необходимо применять при осуществлении закупок товаров, поставляемых по государственному оборонному заказу.

Документ: Федеральный закон от 27.11.2023 № 555-ФЗ

https://gkgz.ru/v-zakon-o-gosoboronzakaze-vnesli-izmeneniya/

2.Введена маркировка отдельных видов радиоэлектронной продукции

Документ: Постановление Правительства РФ от 25.11.2023 № 1993

https://gkgz.ru/vvedena-markirovka-otdelnyh-vidov-radioelektronnoj-produktsii/

3.Внесены изменения в порядок определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках ‎гособоронзаказа

Документ: Приказ Минпромторга России от 25.10.2023 № 4044

https://gkgz.ru/vneseny-izmeneniya-v-poryadok-opredeleniya-sostava-zatrat-vklyuchaemyh-v-tsenu-produktsii-postavlyaemoj-v-ramkah-gosudarstvennogo-oboronnogo-zakaza/

4.Определены случаи казначейского сопровождения платежей по контрактам в следующем году (Закон №44-ФЗ)

Документ: Федеральный закон от 27.11.2023 № 540-ФЗ

https://gkgz.ru/opredeleny-sluchai-kaznachejskogo-soprovozhdeniya-platezhej-po-kontraktam-v-sleduyushhem-godu-zakon-44-fz/

5.Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 31.12.2022 № 2559

Постановление продлевает на 2024 год особенности планирования и осуществления закупок для обеспечения государственных нужд Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на их территориях.

Документ: Постановление Правительства РФ от 30.11.2023 № 2039

https://gkgz.ru/vneseny-izmeneniya-v-postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federatsii-ot-31-12-2022-2559/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

1.Изменять строительные госконтракты из-за форс-мажора хотят разрешить и в 2024 году — проект Минстроя

Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 01/01/11-23/00143808

https://gkgz.ru/izmenyat-stroitelnye-goskontrakty-iz-za-fors-mazhora-hotyat-razreshit-i-v-2024-godu-proekt-minstroya/

2.ФАС предлагает снизить ценовой порог рассматриваемых в Центральном аппарате закупок до 700 млн рублей, сейчас он составляет 1 млрд рублей

Нововведение также затрагивает жалобы и обращения для проведения внеплановых проверок и включения информации в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Документ: Проект приказа ФАС России “О координации деятельности центрального аппарата ФАС России ‎и территориальных органов ФАС России при осуществлении контроля в сфере закупок в соответствии с федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также при осуществлении полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)”. ID проекта 01/02/11-23/00143911

https://gkgz.ru/fas-predlagaet-snizit-tsenovoj-porog-rassmatrivaemyh-v-tsentralnom-apparate-zakupok-do-700-mln-rublej-sejchas-on-sostavlyaet-1-mlrd-rublej/

3.Ряд антикризисных мер в госзакупках хотят продлить: проект принят в первом чтении

По проекту в 2024 году продолжит действовать среди прочего норма о праве заказчика не требовать обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств. Также предложили продлить возможность правительства устанавливать дополнительные случаи закупок у единственного поставщика. Подробнее в обзоре

Документ: Проект Федерального закона N 475970-8

https://gkgz.ru/ryad-antikrizisnyh-mer-v-goszakupkah-hotyat-prodlit-proekt-prinyat-v-pervom-chtenii/

4.Определены правила анализа исполнения бюджетных полномочий исполнительных органов субъектов РФ и местных администраций

Минфин утвердил порядок проведения Федеральным казначейством анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля

Документ: Приказ Минфина России от 15.08.2023 № 134н

https://gkgz.ru/opredeleny-pravila-analiza-ispolneniya-byudzhetnyh-polnomochij-ispolnitelnyh-organov-subektov-rf-i-mestnyh-administratsij/

5.Законопроект об увеличении суммы расходов исполнителя по государственному оборонному заказу принят Госдумой

Законопроект № 421424-8

https://gkgz.ru/zakonoproekt-ob-uvelichenii-summy-rashodov-ispolnitelya-po-gosudarstvennomu-oboronnomu-zakazu-prinyat-gosdumoj/

6.В Госдуме предложили рассмотреть вопросы об уточнении национального режима закупок

В рамках работы по совершенствованию механизмов поддержки субъектов МСП Госдума предлагает затронуть и нацрежим в сфере госзакупок.

Документ: Проект постановления № 494878-8

https://gkgz.ru/v-gosdume-predlozhili-rassmotret-voprosy-ob-utochnenii-natsionalnogo-rezhima-zakupok/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.Ошибки в требованиях к участникам госзакупок: примеры из практики за 2022 – 2023 годы

Госзаказчики устанавливали лишние требования к правоспособности участников и документам, которыми ее подтвердят. Неверно определяли условие об отсутствии контрагента в РНП. Не учитывали нюансы применения доптребований, когда составляли извещение. Подробнее в обзоре.

https://gkgz.ru/oshibki-v-trebovaniyah-k-uchastnikam-goszakupok-primery-iz-praktiki-za-2022-2023-gody/

2.ВС РФ поддержал позицию ФАС о необходимости оценки ценовых предложений участников закупки вне зависимости от применяемой ими системы налогообложения

Письмо ФАС России от 22.08.2018 № АД/66562/18 признано законным и соответствующим Закону о закупках 223-ФЗ.

Документ : Судебная коллегия по административным делам ВС РФ решение от 23.11.2023 дело № АКПИ23-809

https://gkgz.ru/vs-rf-podderzhal-pozitsiyu-fas-o-neobhodimosti-otsenki-tsenovyh-predlozhenij-uchastnikov-zakupki-vne-zavisimosti-ot-primenyaemoj-imi-sistemy-nalogooblozheniya/

3.Верховный Суд объяснил, как участнику закупки обосновать снижение цены

Бизнесмен подал заявку на участие в закупке и предложил значительно снизить начальную цену контракта. В подтверждение возможности исполнить будущий договор он направил гарантийные письма. ВС отметил, что этих доказательств было недостаточно.

Документ: Определение Верховного Суда РФ № 310-ЭС23-10279 от 13.10.2023 по делу № А83-19605/2021

https://gkgz.ru/verhovnyj-sud-obyasnil-kak-uchastniku-zakupki-obosnovat-snizhenie-tseny/

4.Ограниченный срок действия договора оказания услуг с заказчиком не является основанием для заключения срочного трудового договора

Документ: Определение Верховного Суда РФ от 21.08.2023 N 78-КГ23-19-К3

https://gkgz.ru/ogranichennyj-srok-dejstviya-dogovora-okazaniya-uslug-s-zakazchikom-ne-yavlyaetsya-osnovaniem-dlya-zaklyucheniya-srochnogo-trudovogo-dogovora/

5.Отсутствие в закупке информации о стоимости объектов строительного контроля является нарушением Закона о контрактной системе

Документ: Постановление АС Московского округа от 10.11.2023 г № Ф05-27915/2023 по делу № А40-300728/2022

https://gkgz.ru/otsutstvie-v-zakupke-informatsii-o-stoimosti-obektov-stroitelnogo-kontrolya-yavlyaetsya-narusheniem-zakona-o-kontraktnoj-sisteme/

6.Режим налогообложения участника закупки не основание для его отклонения по Закону 223-ФЗ

Документ: Решение АС города Москвы от 16.11.2023 г по делу А40-194093/2023

https://gkgz.ru/rezhim-nalogooblozheniya-uchastnika-zakupki-ne-osnovanie-dlya-ego-otkloneniya-po-zakonu-223-fz/

7.Правила (запреты) при расчете и обосновании НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

https://gkgz.ru/pravila-zaprety-pri-raschete-i-obosnovanii-nmtsk-metodom-sopostavimyh-rynochnyh-tsen/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Как оформить в ЕИС возврат поставщику товара, не соответствующего условиям контракта, уже после подписания документа о его приемке?

25 августа 2023 г. поставщик произвел поставку светильников, а 5 сентября приемочная комиссия заказчика после визуального осмотра товара подписала документ о приемке. Однако на следующий день при начале эксплуатации товара выяснилось, что он не соответствует условиям контракта. После направления запроса производителю был получен ответ о том, что поставленный нам товар является контрафактной продукцией (фальсифицирован). Какие действия нам необходимо совершить для возврата поставщику товара, не соответствующего условиям контракта?

Ответ

https://gkgz.ru/kak-oformit-v-eis-vozvrat-postavshhiku-tovara-ne-sootvetstvuyushhego-usloviyam-kontrakta-uzhe-posle-podpisaniya-dokumenta-o-ego-priemke/

2.Осуществление закупок на основании постановления Правительства РФ от 31.12.2022 N 2559

Федеральному бюджетному учреждению выделены целевые средства на организацию (обустройство в имеющемся помещении) детского центра в г. Луганске. После проведения работ детский центр будет передан Федеральному музею г. Луганска.

Имеет ли право бюджетное учреждение, которое не находится на территории Луганской Народной Республики, осуществить закупку у единственного поставщика в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2559?

К сожалению, эксперты не смогли однозначно ответить на данный вопрос. Объясним почему.

https://gkgz.ru/osushhestvlenie-zakupok-na-osnovanii-postanovleniya-pravitelstva-rf-ot-31-12-2022-n-2559/

3.Вправе ли заказчик отказаться от исполнения контракта на выполнение работ (не строительных), если характеристики предполагаемого подрядчиком к установке оборудования не соответствуют указанным в проекте?

В соответствии с государственным контрактом до начала производства работ по развитию противопаводковой системы подрядчик должен представить техническую документацию на материалы и оборудование, используемые при выполнении работ (технические паспорта, сертификаты). При рассмотрении выяснилось, что характеристики предполагаемого к установке оборудования не соответствуют характеристикам, указанным в проектной документации.

Может ли заказчик расторгнуть контракт в данном случае?

По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:

Замена материалов и оборудования, используемых при выполнении работ по контракту, возможно только по согласованию с заказчиком и только на материалы и оборудование, обладающие улучшенными характеристиками по сравнению с предусмотренными контрактом.

В противном случае заказчик вправе отказаться от исполнения контракта.

Обоснование позиции:

https://gkgz.ru/vprave-li-zakazchik-otkazatsya-ot-ispolneniya-kontrakta-na-vypolnenie-rabot-ne-stroitelnyh-esli-harakteristiki-predpolagaemogo-podryadchikom-k-ustanovke-oborudovaniya-ne-sootvetstvuyut-ukazannym-v-pro/

4.Пролонгация контрактов, заключенных на основании п.п. 1, 8, 23, 29, 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ

Федеральное государственное бюджетное учреждение в 2017 году заключило договор аренды офисного здания согласно ст. 93 Закона N 44-ФЗ сроком на три года. В 2020 году дополнительным соглашением договор был пролонгирован еще на три года, то есть до конца 2023 года.

Правомерно ли в настоящее время таким же образом, путем заключения дополнительного соглашения, пролонгировать действие договора до 2026 года? Обязательно ли договоры по электроэнергии и газоснабжению перезаключать ежегодно? Есть ли в данном случае, помимо Закона N 44-ФЗ, какие-то ограничения относительно бюджетного законодательства?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Перезаключать указанные в вопросе контракты ежегодно нет необходимости. Они могут быть пролонгированы по соглашению сторон.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/prolongatsiya-kontraktov-zaklyuchennyh-na-osnovanii-p-p-1-8-23-29-32-ch-1-st-93-zakona-n-44-fz/

5.Как следует определить статус контрагента – гражданина, если в ЕИС он зарегистрирован как ИП, но в контракте указывает себя просто как физическое лицо?

Учреждение проводит закупку преподавательских услуг по Закону N 44-ФЗ. Был заключен контракт с хирургом как с физическим лицом. Контракт предусматривает исполнение заказчиком обязанностей налогового агента по НДФЛ. Согласно ИНН гражданин является еще и ИП, в деятельность его не входит код ОКПД 2 “Преподавательские услуги”. По ИНН в справочнике выпадает ИП и переходит в ЕИС.

Можно ввести нового контрагента с этим ИНН, но не показывать, что он ИП?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Индивидуальный предприниматель – это не отдельный субъект гражданского права, а статус гражданина, зарегистрированного в таком качестве, который вправе совершать сделки, в том числе в целях государственных и муниципальных закупок, как в рамках предпринимательской деятельности, так и вне таковых рамок, которые не ограничиваются кодами ОКВЭД, указанными в ЕГРИП.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/kak-sleduet-opredelit-status-kontragenta-grazhdanina-esli-v-eis-on-zaregistrirovan-kak-ip-no-v-kontrakte-ukazyvaet-sebya-prosto-kak-fizicheskoe-litso/

Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства 20.11.2023 по 26.11.2023

По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...