В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Изменен перечень заказчиков по Закону № 223-ФЗ, чьи проекты планов закупок оцениваются на соответствие требованиям об участии субъектов МСП
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 09.12.2023 № 3535-р
2.Опубликовано постановление Правительства РФ от 11.12.2023 № 2125
11.12.2023 на Официальном портале правовой информации размещено постановление Правительства РФ, которое продлевает на 2024 год порядок перечисления денежных средств, подлежащих казначейскому сопровождению, на расчетные счета, открытые в кредитных организациях, установленный постановлением Правительства РФ от 26.12.2022 № 2438.
Постановление вступает в силу с 01.01.2024 г.
Документ: Постановление Правительства РФ от 11.12.2023 № 2125
https://gkgz.ru/opublikovano-postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-11-12-2023-2125/
3.Уточнены правила закупок товаров, работ, услуг для оснащения, ремонта и содержания (эксплуатации) пунктов пропуска через государственную границу РФ (Закон №44-ФЗ)
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 11.12.2023 № 3560-р
4.Увеличен предельный объём денежных средств, которые могут зачисляться непосредственно на расчётный счёт исполнителя по гособоронзаказу
Внесены изменения в статью 8.3 Закона о “Гособоронзаказе”.
Документ: Федеральный закон от 12.12.2023 № 590-ФЗ
5.В ЕАЭС принят Порядок освобождения от ответственности за добровольное заявление об участии в антиконкурентном соглашении
6.Скорректирован порядок выдачи ТПП сертификатов о происхождении товаров
Опубликован Закон «О внесении изменений в статьи 12 и 15 Закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации». Он вступит в силу 28 декабря 2023 г.
Документ: Федеральный закон от 12.12.2023 № 586-ФЗ
https://gkgz.ru/skorrektirovan-poryadok-vydachi-tpp-sertifikatov-o-proishozhdenii-tovarov/
7.Госдума приняла поправки в Закон о контрактной системе
Документ: Законопроект № 390953-8
https://gkgz.ru/zakupkam-dobavili-alkogolya-gosduma-prinyala-popravki-v-zakon-o-kontraktnoj-sisteme/
8.Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 17.07.2015 № 719
Документ: Постановление Правительства РФ от 13.12.2023 № 2139
https://gkgz.ru/vneseny-izmeneniya-v-postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-17-07-2015-719-4/
9.ЦБ РФ повысил ключевую ставку c 15% до 16% годовых
Ключевая ставка с 18.11.2023 г — 16%. Размер ключевой ставки имеет значение, в частности, при начислении заказчикам и поставщикам пени за просрочку исполнения обязательств по контракту в соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
https://gkgz.ru/tsb-rf-povysil-klyuchevuyu-stavku-c-15-do-16-godovyh/
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.Закупки у СМСП и годовой отчёт заказчиков по 223-ФЗ, перешедших на закупки по 44-ФЗ
Минфин России и Федеральное казначейство разъяснили особенности выполнения объёмов закупки у СМСП и составления отчётности заказчиков по 223-ФЗ, которые в прошлом году не набрали необходимый процент закупок у СМСП или не разместили годовой отчёт.
Документы:
Письмо Минфина России от 08.12.2023 № 24-07-08/118799
Письмо Федерального Казначейства от 07.12.2023 № 07-04-14/14-2313
2.Минфин не согласился с мнением Минстроя по вопросу изменения существенных условий контракта, перерасчета стоимости работ, принятых заказчиком в 2023 году
Минфин России не согласился с позицией Минстроя выраженной в письме от 18.10.2023 года №64206-АВ/09 о том, что нельзя изменять цену госконтрактов на проведение строительных работ из-за существенного удорожания строительных ресурсов, материалов, подлежащих поставке и (или) использованию при исполнении контрактов, если указанные госконтракты заключены в 2021-2022 годах, а работы по ним выполнены в 2023 году.
Документ: Письмо Минфина России от 11.12.2023 г № 24-06-09/119113
3.Федеральное казначейство разъяснило нюансы указания сведений о закупаемом лекарственном препарате в структурированном виде
Какая информация о лекарственном препарате указывается в структурированном виде?
Ответ дало Казначейство России
Документ : Письмо Федерального Казначейства России от 29.11.2023 №14-00-05/35368
4.В каких случаях решение о согласии на совершение крупной сделки включается в заявку на участие в закупке по Закону N 44-ФЗ?
Документ: Письмо Минфина России от 1 декабря 2023 г. N 24-07-08/115982
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Ошибки при приемке по госконтракту: интересные примеры из практики за 2022 – 2023 годы
Заказчики нарушали порядок проведения экспертизы. Неверно определяли условия приемки в проекте контракта. Отказывались принимать товар, поскольку не направляли заявку на поставку. О последствиях таких ошибок читайте в обзоре
2.Суды поддержали требование прокурора о снижении суммы порога закупок заказчиком у единственного поставщика по 223-ФЗ
Прокурор района по итогам прокурорской проверки обратился с иском к корпоративному заказчику внести изменения в пункт положения о закупке: снизить сумму по одному договору при закупке у единственного поставщика с 80 млн рублей до 600 тыс рублей.
Документ: Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 25.09.2023 по делу № 33а-8509/2023
3.Госзаказчик не стал увеличивать цену контракта после долгого согласования — суды взыскали доплату
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 27.11.2023 № Ф06-9953/2023 по делу N А12-33828/2022
4.Закупки по Закону N 44-ФЗ: на что обратила внимание ФАС в обзорах практики за октябрь 2023 года
Госзаказчики требовали от контрагентов исполнять обязательства, которые закон возлагает на них самих. Принимали субподрядные и частично исполненные договоры в закупках с доптребованиями. Неверно применяли показатели оценки. Подробнее в обзоре
5.Суды увидели ограничение конкуренции при оценке деловой репутации участников по Закону N 223-ФЗ
Документ: Постановление АС Северо-Кавказского округа от 06.12.2023 по делу N А53-7084/2023
6.Многие антикризисные меры в госзакупках продлят на 2024 год: проект прошел второе чтение
В новом году заказчикам разрешат менять существенные условия контрактов из-за форс-мажора, а также не требовать обеспечение. Право правительства устанавливать дополнительные случаи неконкурентных закупок сохранят, но сходные полномочия регионов ограничат. Подробнее об этих и других новшествах в обзоре
Документ: Проект Федерального закона N 475970-8
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Учитываются ли при оценке конкурсных заявок по показателю «наличие опыта» договоры, исполненные правопредшественниками участника закупки?
В порядке оценки конкурсных заявок по квалификационному критерию применен детализирующий показатель «общее количество исполненных участником закупки договоров». Поступила заявка от юридического лица, прошедшего процедуру реорганизации. Подтверждая наличие опыта, данное лицо представило договоры, исполненные его правопредшественниками. Нужно ли учитывать такие договоры при оценке данной заявки?
Ответ
2.Ответственность контрагента в случае нарушения установленного контрактом срока на размещение документа о приемке в ЕИС
Подрядчик по контракту, заключенному в рамках Закона N 44-ФЗ, обязан сформировать и разместить в ЕИС документ о приемке. К какому виду ответственности (штраф или пени) привлекать контрагента в случае нарушения последним установленного контрактом срока на размещение документа о приемке в ЕИС?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Законодательство не содержит норм, которые устанавливали бы специальные основания для привлечения контрагента к ответственности непосредственно за нарушение предусмотренных контрактом сроков формирования в ЕИС документа о приемке. Однозначной судебной практики по привлечению контрагента к ответственности за указанное в вопросе нарушение также не сложилось.
Обоснование позиции:
3.Вправе ли заказчик сформировать протокол отказа от заключения договора с победителем закупки, осуществленной по Закону №223-ФЗ, в связи с предоставлением недостоверных сведений в составе заявки?
Ответ: Да, в случае, если это предусмотрено Положением о закупке заказчика.
Обоснование:
4.Обязательно ли нужно создавать контрактную службу в бюджетном учреждении, у которого совокупный годовой объем закупок превышает 100 млн рублей, если имеется единая комиссия? Если обязательно, то может ли совпадать состав контрактной службы и единой комиссии? Сколько человек должно быть в контрактной службе?
Ответ
https://gkgz.ru/neobhodimost-sozdaniya-kontraktnoj-sluzhby/
5.На этапе подготовки документов закупки имеет ли право заказчик привлекать в качестве консультантов и специалистов строительные фирмы, подрядчиков (потенциальных участников торгов)?
Заказчик готовит документы, необходимые для осуществления закупки работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Контрактный управляющий не имеет образования и навыков в строительстве. Вправе ли заказчик для подготовки документов, необходимых для осуществления закупки работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, привлечь в качестве консультантов и специалистов строительные фирмы, подрядные организации (потенциальных участников торгов)? Есть ли практика по данному вопросу?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе для подготовки документов, необходимых для осуществления закупки работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, привлечь в качестве специализированной организацию, компетентную в области строительства.
Обоснование вывода:
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства 27.11.2023 по 03.12.2023 По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию