Свежий обзор закупочного законодательства с 11.09.2023 по 17.09.2023

Свежий обзор закупочного законодательства с 11.09.2023 по 17.09.2023

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Ограничения допуска иностранных товаров: опубликованы новые правила исполнения госконтрактов

Документ: Постановление Правительства РФ от 02.09.2023 N 1443

https://gkgz.ru/ogranicheniya-dopuska-inostrannyh-tovarov-opublikovany-novye-pravila-ispolneniya-goskontraktov/

2.Смягчены требования к госзакупкам медицинских изделий

Документ: Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2023 года №1479

https://gkgz.ru/smyagcheny-trebovaniya-k-goszakupkam-meditsinskih-izdelij/

3.Хранение и предоставление МЧД: новые правила

Установлены новые требования к хранению и предоставлению машиночитаемых доверенностей в электронной форме.

Документ: Постановление Правительства РФ от 12.09.2023 № 1481

https://gkgz.ru/hranenie-i-predostavlenie-mchd-novye-pravila/

4.Правительство уточнило нормы о банковском сопровождении контрактов

Скорректированы правила банковского сопровождения контрактов. Внесены поправки в постановление Правительства РФ от 20.09.2014 №963

Документ: Постановление Правительства РФ от 13.09.2023 № 1496

https://gkgz.ru/pravitelstvo-utochnilo-normy-o-bankovskom-soprovozhdenii-kontraktov/

5.Изменения законодательства о контрактной системе: текущие и планируемые

https://gkgz.ru/izmeneniya-zakonodatelstva-o-kontraktnoj-sisteme-tekushhie-i-planiruemye/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

1.ФНС: О порядке исчисления дохода для целей отнесения к субъектам МСП

ФНС России разъяснила, как рассчитывается доход для целей отнесения налогоплательщика к числу субъектов малого и среднего предпринимательства.

Документ: Письмо ФНС России от 01.09.2023 №КВ-4-3/11208

https://gkgz.ru/fns-o-poryadke-ischisleniya-dohoda-dlya-tselej-otneseniya-k-subektam-msp/

2.Определены условия взаимного признания банковских гарантий государствами – членами ЕАЭС при осуществлении госзакупок

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 29 августа 2023 г. № 87 вступает в силу 30 сентября 2023 года, но не ранее даты вступления в силу Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок.

https://gkgz.ru/opredeleny-usloviya-vzaimnogo-priznaniya-bankovskih-garantij-gosudarstvami-chlenami-eaes-pri-osushhestvlenii-goszakupok/

3.Правительству РФ предлагается ввести запрет на закупку легковых автомобилей иностранных производителей, говорится в законопроекте (N 438663-8

Документ: Законопроект № 438663-8

https://gkgz.ru/pravitelstvu-predlagaetsya-vvesti-zapret-na-goszakupki-legkovyh-avtomobilej-inostrannyh-proizvoditelej/

4.Минфин: при заключении контракта по сниженной цене количество товара можно увеличить в пределах НМЦК

Документ: Письмо Минфина России от 25.08.2023 N 24-06-06/80771

https://gkgz.ru/minfin-pri-zaklyuchenii-kontrakta-po-snizhennoj-tsene-kolichestvo-tovara-mozhno-uvelichit-v-predelah-nmtsk/

5.Минпромторг предложил уточнить критерии кресел-колясок с электроприводом к отечественной продукции

Документ: Проект постановления Правительства РФ  ID проекта 01/01/08-23/00141381

https://gkgz.ru/minpromtorg-predlozhil-utochnit-kriterii-kresel-kolyasok-s-elektroprivodom-k-otechestvennoj-produktsii/

6.Минтранс разъяснил особенности применения Типовых условий контрактов на ремонт дорог и применение рекомендаций Росавтодора для работ по содержанию дорог

Специалисты ведомства рассмотрели вопрос применения положений Типовых условий контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2023 № 572.

Документ: Письмо Минтранса России от 12 сентября 2023 года № Д2-339-ПГ

https://gkgz.ru/mintrans-razyasnil-osobennosti-primeneniya-tipovyh-uslovij-kontraktov-na-remont-dorog-i-primenenie-rekomendatsij-rosavtodora-dlya-rabot-po-soderzhaniyu-dorog/

7.Разработан проект Положения об осуществлении закупок товаров, необходимых для капремонта общего имущества в многоквартирном доме

Документ: Проект постановления Правительства РФ ID проекта 02/07/09-23/00141521

https://gkgz.ru/razrabotan-proekt-polozheniya-ob-osushhestvlenii-zakupok-tovarov-neobhodimyh-dlya-kapremonta-obshhego-imushhestva-v-mnogokvartirnom-dome/

8.К Ярославскому УФАС присоединяют Костромское

Документ: Приказ ФАС России от 03.07.2023 № 432/23

https://gkgz.ru/k-yaroslavskomu-ufas-prisoedinyayut-kostromskoe/

9.Минфин: При заключении контракта на выполнение работ по ремонту автодорог, искусственных дорожных сооружений заказчики обязаны руководствоваться Типовыми условиями

Минфин России ответил на вопросы по применению положений постановления Правительства РФ от 08.04.2023 № 5721.

Документ: Письмо Минфина России от 14 сентября 2023 года № 24-06-09/88062

https://gkgz.ru/minfin-pri-zaklyuchenii-kontrakta-na-vypolnenie-rabot-po-remontu-avtodorog-iskusstvennyh-dorozhnyh-sooruzhenij-zakazchiki-obyazany-rukovodstvovatsya-tipovymi-usloviyami/

10.Банк России повысил ключевую ставку до 13% с 12% годовых

Размер ключевой ставки имеет значение, в частности, при начислении заказчикам и поставщикам пени за просрочку исполнения обязательств по контракту в соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

https://gkgz.ru/bank-rossii-povysil-klyuchevuyu-stavku-do-13-s-12-godovyh/

11.Распространяет ли свое действие Закон № 223-ФЗ на случаи заключения заказчиками безвозмездных договоров?

Документ: Письмо Минфина России от 2 июня 2023 г. № 28-05-10/51152

https://gkgz.ru/rasprostranyaet-li-svoe-dejstvie-zakon-223-fz-na-sluchai-zaklyucheniya-zakazchikami-bezvozmezdnyh-dogovorov/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.Обзоры практики ФАС за июль 2023 года: частые ошибки в закупках по Законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ

В госзакупках определили неправильный порядок оценки заявок, установили запрет на допуск импортных товаров без учета оснований для его неприменения, неверно сформировали лот. В закупках отдельных видов юрлиц требовали лишнего от победителей, без оснований отклонили заявку. Подробнее об этом в обзоре.

https://gkgz.ru/obzory-praktiki-fas-za-iyul-2023-goda-chastye-oshibki-v-zakupkah-po-zakonam-n-44-fz-i-223-fz/

2.Односторонняя реституция по иску Прокуратуры: риски и перспективы

В закупочной практике нередки случаи, когда госконтракты заключены и исполнены, но становятся объектом внимания органов прокуратуры. Почему это происходит и какие стороны несут в связи с этим риски – в нижеприведенном обзоре.

Смотрим

https://gkgz.ru/odnostoronnyaya-restitutsiya-po-isku-prokuratury-riski-i-perspektivy/

3.Сведениями от налогового органа подтверждено предоставление участником закупки по 223-ФЗ недостоверных сведений об опыте исполнения договоров

Документ: Постановление 20 ААС от 06.09.2023 г  № 20АП-5568/2023 по делу № А09-379/2023

https://gkgz.ru/svedeniyami-ot-nalogovogo-organa-podtverzhdeno-predostavlenie-uchastnikom-zakupki-po-223-fz-nedostovernyh-svedenij-ob-opyte-ispolneniya-dogovorov/

4.Контрольный орган выявил излишнее расходование средств по договору. В какой срок взыскать с исполнителя неосновательное обогащение ?

Суд напомнил, как считать срок исковой давности по требованиям заказчиков к исполнителям договора (контракта), если поводом для иска стало предписание контролеров.

Документ: Постановление АС Московского округа от 05.09.2023 г № Ф05-20857/2023 по делу А40-214187/2022

https://gkgz.ru/kontrolnyj-organ-vyyavil-izlishnee-rashodovanie-sredstv-po-dogovoru-v-kakoj-srok-vzyskat-s-ispolnitelya-neosnovatelnoe-obogashhenie/

5.Проектная документация не прошла экспертизу по вине госзаказчика — суды взыскали плату за работы

Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 30.08.2023 г № Ф03-3474/2023 по делу N А04-9383/2022

https://gkgz.ru/proektnaya-dokumentatsiya-ne-proshla-ekspertizu-po-vine-goszakazchika-sudy-vzyskali-platu-za-raboty/

6.Обзор административной практики ФАС России в сфере госзакупок (14.09.2023)

Специалисты канала Закупки и госзаказ представили три интересных решения УФАС России в сфере закупок по Закону 44-ФЗ.

https://gkgz.ru/obzor-administrativnoj-praktiki-fas-rossii-v-sfere-goszakupok-14-09-2023/

7.Кассация: освобождение от ответственности за картельное соглашение возможно при выполнении всей совокупности условий Примечания к статье 14.32 КоАП РФ

Документ: Постановление АС Московского округа от 31.08.2023 г № Ф05-18098/2023 по делу А40-185819/2022

Также смотрите дело  А40-64498/22

https://gkgz.ru/kassatsiya-osvobozhdenie-ot-otvetstvennosti-za-kartelnoe-soglashenie-vozmozhno-pri-vypolnenii-vsej-sovokupnosti-uslovij-primechaniya-k-state-14-32-koap-rf/

8.Неустойка за нарушение условий госконтракта: примеры из судебной практики за 2021‒2023 годы

Взыщут ли неустойку с контрагента, если в просрочке виноват заказчик? Признают ли недофинансирование уважительной причиной, чтобы не платить неустойку? По какому закону начислять пени за несвоевременную оплату коммунальных ресурсов? Ответы на эти и другие вопросы в обзоре.

Смотрим

https://gkgz.ru/neustojka-za-narushenie-uslovij-goskontrakta-primery-iz-sudebnoj-praktiki-za-2021-2023-gody/

9.Суд: Незаконное решение УФАС само по себе не свидетельствует об убытках, причинённых участнику закупки

Документ: Постановление АС Московского округа от 11.09.2023 г  № Ф05-21582/2023 по делу № А40-247812/22-145-1937

https://gkgz.ru/sud-nezakonnoe-reshenie-ufas-samo-po-sebe-ne-svidetelstvuet-ob-ubytkah-prichinyonnyh-uchastniku-zakupki/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

1.Подрядчик просрочил выполнение обязательств по контракту. В соответствии с контрактом пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пеней. Контракт в один этап на сумму 4 016 000 руб. Выполнено работ на 3 880 000 руб. На разницу будет заключено дополнительное соглашение об уменьшение объемов, и тогда уменьшится сумма контракта.

На какую сумму начислять пени: на сумму контракта (4 016 000 руб.) или на фактически выполненные работы (3 880 000 руб.) (планируется оплатить работы, пени удержать при оплате, затем заключить дополнительное соглашение об уменьшении цены)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Пени рассчитывается от существующей на дату расчета пеней цены контракта. Изменение цены контракта влечет необходимость пересчета таких пеней. Расчет пеней от стоимости выполненных работ законодательством не предусмотрен.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/vopros-o-raschete-penej-po-goskontraktu/

2.Учреждение планирует заключить в соответствии с Законом N 223-ФЗ договор с организацией, предоставляющей услуги по участию в выставке. Данная организация также занимается трансфером и бронированием гостиницы. В договоре указано, что оплата за одни услуги происходит по 100% предоплате, а за другие путем авансирования 30% и позже оплаты по акту.

Возможно ли такое в одном договоре? Какие еще есть варианты для проведения такой оплаты?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Заказчик вправе объединить в предмете одного договора поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с разными сроками оплаты.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/vozmozhno-li-obedinit-v-predmete-odnogo-dogovora-postavku-tovarov-vypolnenie-rabot-okazanie-uslug-s-raznymi-srokami-oplaty/

3.На основании п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с единственным контрагентом заключен контракт на поставку музыкальных инструментов.

Можно ли после подписания данного контракта изменить срок поставки и порядок оплаты? Как соответствующие изменения должны быть оформлены?

По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:

Срок поставки товаров по договору, заключенному на основании п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не относится к существенным условиям контракта и принципиально может быть изменен путем оформления дополнительного соглашения к контракту. Основания для изменения предусмотренного контрактом порядка оплаты отсутствуют.

Обоснование позиции:

https://gkgz.ru/izmenenie-uslovij-kontrakta-zaklyuchennogo-na-osnovanii-p-17-ch-1-st-93-zakona-n-44-fz/

Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 04.09.2023 по 10.09.2023

По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...