В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.С 2023 года введут новый порядок формирования КБК — приказ уже на регистрации
Новый документ будут применять начиная с составления бюджетов на 2023 год и плановый период. Приказ N 85н с 1 января утратит силу.
Документы:
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ Минфина России от 21.03.2022 N 40н
Подробнее
https://gkgz.ru/s-2023-goda-vvedut-novyj-poryadok-formirovaniya-kbk-prikaz-uzhe-na-registratsii/
2.Заказчики смогут осуществлять закупки без привязки к предельным ценам
Заказчики до конца 2022 года смогут осуществлять закупки без привязки к предельным ценам, определённым при нормировании закупок. Такие изменения, разработанные Минфином России, дадут заказчикам по 44-ФЗ возможность не применять до 31 декабря 2022 года установленные предельные цены.
Документ: Постановление Правительства РФ от 09.06.2022 № 1051
Подробнее
https://gkgz.ru/zakazchiki-smogut-osushhestvlyat-zakupki-bez-privyazki-k-predelnym-tsenam/
3.Требования о нормировании госзакупок решили временно смягчить
Подробнее
https://gkgz.ru/trebovaniya-o-normirovanii-goszakupok-reshili-vremenno-smyagchit/
4.Ограничены случаи закупок у взаимозависимых лиц по закону № 223-ФЗ
Федеральным законом от 11 июня 2022 г. № 159-ФЗ (далее – Закон № 159-ФЗ) в п. 13 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми допускается возможность закупок госкомпаниями у взаимозависимых лиц без применения Закона № 223-ФЗ только в случаях, когда зависимое лицо само является заказчиком по такому закону, либо закупка осуществляется в целях обеспечения единого производственного процесса.
Закон № 159-ФЗ вступает в силу с 22 июня 2022 г. При этом заказчики должны привести в соответствие, утвердить и разместить в ЕИС свои положения о закупках, которыми определен перечень взаимозависимых лиц, в течение 90 дней с даты вступления в силу Закона № 159-ФЗ.
Подробнее
https://gkgz.ru/ogranicheny-sluchai-zakupok-u-vzaimozavisimyh-lits-po-zakonu-223-fz/
5.Подписан закон о конфликте интересов при госзакупках и закупках отдельных видов юрлиц
По поправкам к Закону N 44-ФЗ о конфликте интересов должен сообщать любой член комиссии, контрактный управляющий или работника контрактной службы любого заказчика. Изменения в Закон N 223-ФЗ, предусматривают обязанность урегулировать конфликт интересов для руководителей и членов комиссий всех заказчиков.
Документ: Федеральный закон от 11.06.2022 N 160-ФЗ
Подробнее
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ
1.ФАС предлагает не проверять часть обстоятельств при повышении цен поставщиками по гособоронзаказу
ФАС России на сайте для общественных обсуждений разместила проект приказа «О внесении изменений в Порядок рассмотрения информации о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, в целях обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденный приказом ФАС России от 23 марта 2018 г. № 362/18».
Документ: Проект приказа ФАС России ID проекта 01/02/06-22/00128226
Подробнее
2.В Госдуму внесли законопроект, позволяющий казакам брать под охрану социальные объекты без торгов
Законопроект предусматривает право заказчиков заключать контракты на оказание услуг по охране объектов социальной сферы частными охранными организациями, учрежденными войсковыми казачьими обществами без проведения торгов, как у единственных поставщиков.
Документ: Законопроект № 136695-8
Подробнее
3.Объем госзакупок в I квартале текущего года составил 2,2 трлн рублей, что на 8% больше, чем за аналогичный период 2021 года, говорится в отчете Минфина РФ о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с законом “О контрактной системе” (44-ФЗ).
Всего в I квартале госзаказчики всех уровней разместили в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок 436,8 тыс. извещений о проведении закупок на общую сумму 2,209 трлн рублей. Годом ранее в ЕИС было опубликовано 480 тыс. извещений на 2 трлн рублей.
Подробнее
https://gkgz.ru/obem-goszakupok-v-rf-v-i-kvartale-vyros-na-8-do-2-2-trln-rublej/
4.Поправки об антимонопольном моратории к некоторым госзакупкам у едпоставщика прошли первое чтение
Хотят уточнить: к закупкам у едпоставщика по дополнительным основаниям не станут применять, в частности, антимонопольные требования к конкурентным процедурам. Проект приняли в первом чтении 7 июня.
Документ: Проект Федерального закона N 127020-8
Подробнее
5.Дополнен перечень банков, на банковские счета в которых вносятся денежные средства для обеспечения заявок
Подробнее
6.Что следует учесть при проведении электронной неконкурентной закупки по Закону N 223-ФЗ?
Представители Минфина России разъяснили, что требования к электронной площадке, используемой заказчиком для проведения неконкурентных закупок в электронной форме, а также к порядку проведения таких закупок, в том числе с использованием любых электронных площадок, положениями Закона N 223-ФЗ не урегулированы. В связи с этим для проведения неконкурентных закупок заказчики вправе использовать любую электронную площадку.
При этом с учетом положений ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ при проведении неконкурентных закупок необходимо принимать меры по защите размещаемых и формируемых информации и документов.
Документ: Письмо Минфина России от 27 мая 2022 г. N 24-07-07/49882
Подробнее
7.Предложили устанавливать доптребования к участникам госзакупок с офсетными контрактами
Документ: Проект постановления Правительства РФ
Подробнее
8.Лиц из готовящегося реестра иноагентов могут не допустить к госзакупкам и закупкам госкомпаний РФ
К госзакупкам и закупкам госкомпаний могут не допустить юридических и физических лиц, находящихся под иностранным влиянием. Соответствующие поправки к закупочному законодательству включены в законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ”, который внесен на рассмотрение Госдумы РФ рядом сенаторов и депутатов.
Документ: Законопроект № 140449-8
Подробнее
9.Банк России принял решение снизить ключевую ставку до 9,5%.
Напомним, до этой даты показатель равен 11%.
Таким он стал с 27 мая по итогам внеочередного заседания. В следующий раз вопрос о ставке планируют рассмотреть 22 июля.
Размер ключевой ставки имеет значение, в частности, при начислении заказчикам и поставщикам пени за просрочку исполнения обязательств по контракту в соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
Подробнее
https://gkgz.ru/tsb-rf-reshil-snizit-s-14-iyunya-klyuchevuyu-stavku-do-9-5/
10.Минфин: несколько одноименных госзакупок у едпоставщика не вредят конкуренции
Минфин России выпустил письмо по вопросу заключения нескольких контрактов, предусматривающих закупку одноименных товаров, работ, услуг, цена каждого из которых не превышает максимальный размер цены контракта, предусмотренный пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
Документ: Письмо Минфина России от 08.06.2022 N 24-01-07/54275
https://gkgz.ru/minfin-neskolko-odnoimennyh-goszakupok-u-edpostavshhika-ne-vredyat-konkurentsii/
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.УФАС напомнило: в госзакупках электроники с нацрежимом нельзя указывать характеристики не по КТРУ
Документ: Решение Владимирского УФАС России от 16.05.2022 N 033/06/14-312/2022
Подробнее
2.Суды: работы приостановили из-за непогоды — оснований для одностороннего отказа у госзаказчика нет
Документ: Постановление АС Московского округа от 26.05.2022 по делу N А41-46789/2021
Подробнее
3.ВС РФ защитил участника конкурса от избыточных критериев
Заказчик включил в конкурсную документацию требование, согласно которому исполнитель должен был подтвердить свою квалификацию предыдущими госконтрактами. Верховный суд признал такое условие дискриминирующим.
Документ: Определение ВС РФ от 06.06.2022 N 309-ЭС22-462 по делу N А50-898/2021
Подробнее
https://gkgz.ru/vs-rf-zashhitil-uchastnika-konkursa-ot-izbytochnyh-kriteriev/
4.Споры об изменении существенных условий госконтрактов: примеры из практики за 2020–2022 годы
Можно ли взыскать плату за дополнительные работы, если изменения в контракт не внесли? Как суды оценивают доводы о форс-мажоре? Нужно ли учитывать коэффициент снижения НМЦК при увеличении цены строительного контракта из-за допработ? Ответы на эти вопросы в обзоре.
Подробнее
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.На основании каких норм (статей) гражданского права стороны могут договориться (заключить соглашение) об отсутствии взаимных претензий друг к другу при условии, что у одной стороны есть просрочка поставки товара и ей предъявлено требование по оплате пени, а другой стороне начислены пени за просрочку оплаты за поставленный товар (встречные требования возникли из контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, контракт исполнен до 01.04.2022)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Встречные требования сторон могут быть на основании ст. 410 ГК РФ полностью или в соответствующей части прекращены зачетом на основании уведомления одной из сторон либо по соглашению сторон. Однако при определенных обстоятельствах такая сделка может быть признана недействительной.
Обоснование вывода:
https://gkgz.ru/vopros-o-vstrechnyh-trebovaniyah-po-goskontraktu/
2.Распространяется ли Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 о возможности изменения существенных условий строительных контрактов на заказчиков, являющихся бюджетными учреждениями?
Ответ:
Нет, Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 на бюджетные учреждения не распространяется.
Обоснование:
3.Представляем свежую судебную практику в сфере контрактной системы. Обзор правовых позиций в постановлениях Арбитражного суда Московского округа.
Подробнее
https://gkgz.ru/sudebnaya-praktika-v-sfere-kontraktnoj-sistemy-obzor-pravovyh-pozitsij/
4.Вопрос: О сроках направления документа о приемке в реестр контрактов
Каковы сроки направления документа о приемке в реестре контрактов? Независимо от того, через электронное актирование поданы документы об исполнении контракта или на бумажном носителе, у заказчика имеется лишь один день для подачи сведений в реестр контрактов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае оформления документа о приемке на бумажном носителе, такой документ и информация, содержащаяся в нем, направляются для включения в реестр контрактов не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке; при электронном актировании – в день подписания в ЕИС документа о приемке.
Обоснование вывода:
https://gkgz.ru/vopros-o-srokah-napravleniya-dokumenta-o-priemke-v-reestr-kontraktov/
5.Вопрос: О действиях заказчика при неисполнении поставщиком госконтракта из-за роста цен
Был заключен контракт в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ на поставку медицинских изделий. Часть поставки уже произведена. Позже пришло письмо от поставщиков о повышении цены. Заказчик не согласен с повышением стоимости товара. Товар заказчику необходим. До письма была направлена заявка в адрес поставщика. Товар не поставлен. В контракте указано, что заказчик должен направить требование об уплате неустойки, в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств.
Как следует действовать: сначала нужно написать претензию о том, что необходимо исполнить заявку, и в случае неисполнения направить уже требование об уплате неустойки, или сразу писать требование об уплате неустойки? Можно ли согласиться на повышение цены контракта? Есть ли судебная практика на предмет неисполнения контракта поставщиком в связи с повышением цены товара?
Смотрим ответ
Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 30.05.2022 по 05.06.2022 По вопросам приобретения полного обзора обращайтесь в редакцию