Свежий обзор закупочного законодательства с 03.04.2023 по 09.04.2023

Свежий обзор закупочного законодательства с 03.04.2023 по 09.04.2023

В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем свежий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.Генпрокуратура РФ получила доступ к сведениям сайта госзакупок (ЕИС) о расчетах по гособоронзаказу

Документ: Федеральный закон от 03.04.2023 № 99-ФЗ

https://gkgz.ru/genprokuratura-rf-poluchila-dostup-k-svedeniyam-sajta-goszakupok-eis-o-raschetah-po-gosoboronzakazu/

2.Утвержден порядок определения НМЦК при осуществлении закупок продукции судостроительной промышленности по 44-ФЗ

Документ: Приказ Минпромторга России от 28.02.2023 N 639

https://gkgz.ru/utverzhden-poryadok-opredeleniya-nmtsk-pri-osushhestvlenii-zakupok-produktsii-sudostroitelnoj-promyshlennosti-po-44-fz/

3.Правительством определен порядок проведения экспертизы цен проектирования, строительства, ремонта и утилизации судов

Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2023 № 542

https://gkgz.ru/pravitelstvom-opredelen-poryadok-provedeniya-ekspertizy-tsen-proektirovaniya-stroitelstva-remonta-i-utilizatsii-sudov/

4.ФАС предлагает освободить исполнителей и заказчиков гособоронзаказа от необходимости уведомлять ведомство о повышении цен на материалы и услуги

Документ: Законопроект ID проекта 01/05/04-23/00137308

https://gkgz.ru/fas-predlagaet-osvobodit-ispolnitelej-i-zakazchikov-gosoboronzakaza-ot-neobhodimosti-uvedomlyat-vedomstvo-o-povyshenii-tsen-na-materialy-i-uslugi/

⁠5.ФСИН России утверждена форма заключения государственного заказчика о цене на единицу продукции, поставляемой по гособоронзаказу, при формировании цены госконтракта, заключаемого с единственным поставщиком, а также при переводе в фиксированную цену иных видов цен на продукцию.

Документ: Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 11.01.2023 № 9

https://gkgz.ru/fsin-utverdila-formu-zaklyucheniya-goszakazchika-o-tsene-na-edinitsu-produktsii-postavlyaemoj-po-gosoboronzakazu-s-edinstvennym-postavshhikom/

6.Госзакупки: проект оптимизационных поправок прошел первое чтение

⁠Предложили не применять методические рекомендации при определении НМЦК. Могут разрешить заключать контракт со вторым участником, если заказчик отказался от контракта, но победителя не включили в РНП из-за форс-мажора. Ценовой порог для ряда электронных процедур хотят увеличить. Подробнее в обзоре

Документы:

Проект Федерального закона N 314175-8

Стенограмма 539-го заседания Совета Федерации от 15.02.2023

https://gkgz.ru/goszakupki-proekt-optimizatsionnyh-popravok-proshel-pervoe-chtenie/

II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ, РАЗЪЯСНЕНИЯ

1.Самые интересные новости для специалиста по закупкам за март

⁠Обновили списки товаров и правила применения нацрежима, предложили поправки о послаблениях при госзакупках. ВС РФ согласился с выводом судов о том, что Закон N 223-ФЗ не разрешает дозапрос сведений и документов у участников до подведения итогов. Об этом и не только читайте в обзоре.

https://gkgz.ru/samye-interesnye-novosti-dlya-spetsialista-po-zakupkam-za-mart-2/

2.Правительство установит унифицированные критерии к единственным поставщикам лекарств

Документ: Проект постановления Правительства РФ  ID проекта 01/01/03-23/00137101

https://gkgz.ru/pravitelstvo-ustanovit-unifitsirovannye-kriterii-k-edinstvennym-postavshhikam-lekarstv/

3.Минфин: Условия допуска по приказу №126н для кодов ОКПД2 10.51.40.121 и 32.99.11.199 не применяются

Документ: Письмо Минфина от 30.03.2023 № 24-06-07/27852

https://gkgz.ru/minfina-usloviya-dopuska-po-prikazu-126n-dlya-kodov-okpd2-10-51-40-121-i-32-99-11-199-ne-primenyayutsya/

4.Депутаты предложили повысить пороги ущерба для привлечения предпринимателей к уголовной ответственности по ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции»

Документ: Проект федерального закона № 327269-8

https://gkgz.ru/deputaty-predlozhili-povysit-porogi-ushherba-dlya-privlecheniya-predprinimatelej-k-ugolovnoj-otvetstvennosti-po-st-178-uk-rf-ogranichenie-konkurentsii/

5.Письмо Федерального казначейства по вопросам постановки на учет бюджетных обязательств получателями средств федерального бюджета и установления размера авансовых платежей в 2023 году

Документ: Письмо Федерального казначейства от 04.04.2023 № 07-04-05/14-8956

https://gkgz.ru/pismo-federalnogo-kaznachejstva-ot-04-04-2023-07-04-05-14-8956/

6.Процентное содержание вторичных ресурсов в закупаемых товарах определяет заказчик

Документ: Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27 февраля 2023 г. № 25-53/6938 “О применении постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 2022 г. № 1224”.

https://gkgz.ru/protsentnoe-soderzhanie-vtorichnyh-resursov-v-zakupaemyh-tovarah-opredelyaet-zakazchik/

7.Уточнен порядок взаимодействия органов казначейства при осуществлении закупок для собственных нужд

Документ: Приказ Федерального казначейства от 13.03.2023 № 6н

https://gkgz.ru/utochnen-poryadok-vzaimodejstviya-organov-kaznachejstva-pri-osushhestvlenii-zakupok-dlya-sobstvennyh-nuzhd/

8.Методические рекомендации по применению с 20.04.2023 г ПП № 878 допуска радиоэлектронной продукции

Документ: Методические рекомендации применения Постановления Правительства РФ № 878

https://gkgz.ru/metodicheskie-rekomendatsii-po-primeneniyu-pp-878-dopuska-radioelektronnoj-produktsii/

9.Беларусь намерена получить доступ к закупкам крупнейших госкорпораций России

https://gkgz.ru/belarus-namerena-poluchit-dostup-k-zakupkam-krupnejshih-goskorporatsij-rossii/

III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

1.ВС РФ поддержал госзаказчика, который удержал всю сумму обеспечения за нарушение контракта

Документ: Определение ВС РФ от 24.03.2023 N 301-ЭС22-19253 по делу А43-11822/2021

https://gkgz.ru/vs-rf-podderzhal-goszakazchika-kotoryj-uderzhal-vsyu-summu-obespecheniya-za-narushenie-kontrakta/

2.Картель: КС РФ пояснил, когда участников госзакупок не наказывают за антиконкурентное соглашение

Документ: Постановление КС РФ от 30.03.2023 N 12-П

https://gkgz.ru/kartel-ks-rf-poyasnil-kogda-uchastnikov-goszakupok-ne-nakazyvayut-za-antikonkurentnoe-soglashenie/

3.Госзаказчик требовал от участников состоять в двух СРО — УФАС увидело ограничение конкуренции

Документ: Решение Владимирского УФАС России от 07.02.2023 N 5/2023

https://gkgz.ru/goszakazchik-treboval-ot-uchastnikov-sostoyat-v-dvuh-sro-ufas-uvidelo-ogranichenie-konkurentsii/

4.ФАС: Усложнённые инструкции по заполнению заявок вредят проведению госзакупок

Решения Арбитражного суда Ростовской области от 02.06.2022 г. по делу № А53-40824/2021 и от 06.06.2022 г. по делу № А53-41664/2021, а также постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.09.2022 г. по делу № А53-42236/2021.

https://gkgz.ru/uslozhnyonnye-instruktsii-po-zapolneniyu-zayavok-vredyat-provedeniyu-goszakupok/

5.Суд: Заказчик неправомерно отклонил заявки участников закупки по 223-ФЗ за непредставление конструкторской документации

Документ: Постановление 9 ААС от 09.02.2023 № 09АП-92507/2022 по делу А40-195669/2022

https://gkgz.ru/sud-zakazchik-nepravomerno-otklonil-zayavki-uchastnikov-zakupki-po-223-fz-za-nepredstavlenie-konstruktorskoj-dokumentatsii/

6.ВС РФ: Когда направленный протокол разногласий к проекту контракта может стать причиной включения победителя в РНП?

Документ: Определение Верховного Суда РФ № 307-ЭС22-21635 от 03.04.2023 по делу № А56-67153/2021

https://gkgz.ru/vs-rf-kogda-napravlennyj-protokol-raznoglasij-k-proektu-kontrakta-mozhet-stat-prichinoj-vklyucheniya-pobeditelya-v-rnp/

IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ

⁠1.Правомерно ли требовать от участников закупки предоставления сертификата по форме СТ-1 для подтверждения страны происхождения радиоэлектронной продукции согласно постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 с 1 января 2023 г. для закупки микроскопа светового стандартного (КТРУ 26.70.22.150-00000001)?

Ответ

https://gkgz.ru/pravomerno-li-trebovat-ot-uchastnikov-zakupki-predostavleniya-sertifikata-st-1-dlya-podtverzhdeniya-strany-proishozhdeniya-rep-pp-878/

2.Возможно ли списание неустойки по контракту, заключенному в 2023 году по постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 N 783, при условии, что обязательства исполнены в полном объеме с просрочкой (пени – менее 5%), а срок действия контракта – до 31.12.2023?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Если соблюдены все условия для списания пеней, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 г. N 783, заказчик обязан списать начисленную сумму пеней независимо от того, истек ли срок действия контракта.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/mozhno-li-spisat-peni-do-istecheniya-sroka-dejstviya-kontrakta-pp-783/

⁠3.Бюджетное учреждение заключило договор по Закону N 223-ФЗ на капитальный ремонт внешней сети канализации на сумму 6 432 000,00 руб. (начало работ по договору 06.07.2022, окончание работ 03.10.2022).

В результате была выполнена только часть работ на сумму 2 296 060,42 руб. с просрочкой на 157 дней (акт по форме КС-3 от 09.03.2022). Начислена неустойка 1 009 824,00 руб. (начало периода: 04.10.2022, процент: 0,1%, конец периода: 09.03.2023, расчёт процентов по задолженности, возникшей 04.10.2022, – 6 432 000,00 х 157 дней х 0.1% = 1 009 824,00 руб.).

При выполнении ремонта подрядчик нарушил благоустройство прилегающей территории учреждения, это зафиксировали дефектовочным актом по состоянию на 31.10.2022 и составили локальную смету на сумму 1 286 236,42 руб.

Отдел капитального строительства предлагает выйти из этой ситуации следующим образом:

Локальная смета по разрушенному благоустройству (1 286 236,42 руб.) + неустойка (1 009 824,00 руб.) = 2 296 060,42 руб. Т.е. ничего не платить подрядчику.

На остаточную сумму 4 135 939,58 руб. расторгнуть договор.

Возможен ли подобный зачет сумм?

Какие риски могут возникнуть для заказчика, если поступить таким образом?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

В описанной ситуации встречные требования сторон принципиально могут быть полностью или в соответствующей части прекращены зачетом на основании уведомления одной из сторон на основании ст. 410 ГК РФ либо по соглашению сторон.

Стороны вправе расторгнуть договор по соглашению сторон, если возможность такого расторжения предусмотрена положением о закупке заказчика.

Обоснование вывода:

https://gkgz.ru/o-zachete-vstrechnyh-trebovanij-storon-po-dogovoru-kapitalnogo-remonta-zakon-223-fz/

⁠4.Готовим аукцион на оказание услуг по приему, транспортировке, утилизации и обезвреживания медотходов классов Б, В и Г. В класс Г в т. ч. вошли ртутьсодержащие, энергосберегающие и бактерицидные лампы. Правильно ли мы понимаем, что для класса Г необходимо требовать лицензию? Но можно ли для указанных услуг и отходов заключать контракты с любыми организациями, имеющими лицензию на обращение с отходами I-IV классов опасности? Верно ли, что для обращения с отходами классов Б и В исполнитель не должен иметь лицензию?

Ответ

https://gkgz.ru/o-zakupke-uslug-po-priemu-transportirovke-utilizatsii-i-obezvrezhivaniya-medothodov-klassov-b-v-i-g-v-klass-g/

5.Между заказчиком и подрядчиком в апреле 2022 года был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по реконструкции. Указанным контрактом предусмотрено два этапа выполнения работ в 2022-2023 годах. В июне подрядчиком выполнен расчет увеличения стоимости контракта по постановлению Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315. В августе 2022 года получено положительное заключение проверки сметной стоимости. В связи с отсутствием дополнительного финансирования заказчик не согласовал увеличение стоимости работ по контракту. В марте 2023 года подрядчик повторно обратился к заказчику с просьбой увеличить непринятые работы, предусмотренные вторым этапом, согласно положительному заключению 2022 года.

Имеет ли право заказчик увеличить стоимость контракта на основании положительного заключения, полученного в 2022 году, при этом применить коэффициент увеличения стоимости еще на не принятые работы по второму этапу, или подрядчику необходимо выполнить новый расчет увеличения сметной стоимости в 2023 году с последующим получением положительного заключения экспертизы?

По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:

Изменение муниципального контракта в соответствии непосредственно с упомянутым в вопросе постановлением неправомерно.

Местная администрация вправе принять собственный нормативный акт, регулирующий порядок изменения муниципальных строительных контрактов в соответствии с положениями закона и указанного постановления.

Обоснование позиции:

https://gkgz.ru/ob-uvelichenii-stoimosti-munitsipalnogo-kontrakta-na-vypolnenie-rabot-po-rekonstruktsii/

6.Что учитывать при оценке сопоставимого опыта участника закупки — цену контракта или стоимость выполненных работ, указанную в актах?

⁠Один из участников электронного конкурса в качестве подтверждения своей квалификации приложил контракт на сумму 100 010 000 руб. (согласно последнему дополнительному соглашению). Однако в актах КС-2 указана стоимость выполненных работ, равная 100 009 909 руб. Какую из этих величин учитывать для целей оценки заявки? Возможно ли избежать подобных проблем на уровне формирования документации о закупке?

Ответ

https://gkgz.ru/chto-uchityvat-pri-otsenke-sopostavimogo-opyta-uchastnika-zakupki-tsenu-kontrakta-ili-stoimost-vypolnennyh-rabot-ukazannuyu-v-aktah/

Смотрим предыдущий: Обзор закупочного законодательства с 27.03.2023 по 02.04.2023
По вопросам оказания услуг консалтинга обращайтесь в редакцию

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...