Если заказчик установит величину НМЦК при формировании лота выше предельно допустимого размера, утвержденного антимонопольным органом, это может привести к ограничению конкуренции, следует из определения Верховного Суда РФ.
В закупке на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги, заказчик установил НМЦК в размере 1,18 миллиарда рублей. Однако, на момент проведения аукциона действовало письмо от ФАС России, указывающее на то, что цена лота для соответствующей климатической зоны не должна превышать 1 миллиарда рублей.
Антимонопольный орган признал действия заказчика нарушающими законодательство о контрактной системе, часть 1 статьи 42 Закона №44-ФЗ. Это связано с тем, что установленная НМЦК не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности закупки. Этот вывод подтверждается также единственной заявкой поданной на участие в аукционе.
Заказчик обжаловал решение антимонопольного органа в суде, однако суды подтвердили правильность позиции ФАС России.
Своими действиями заказчик сократил количество потенциальных участников закупки и нарушил цели законодательства о контрактной системе, такие как открытость, прозрачность, экономия бюджетных средств, равноправие участников и обеспечение справедливой конкуренции.
В данном случае заказчику следовало руководствоваться письмом ФАС России при подобных закупках.
На сегодня этот вопрос регулируется письмом ФАС России от 26.07.2023 №МШ/59508/23
Документ: Определение ВС РФ от 25.03.2024 № 305-ЭС23-29969 по делу № А40-29415/2023