К такому выводу пришёл Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в своём решении от 29.12.2023 г. по делу № А56-82229/2023.
Как следует из материалов дела, один из потенциальных участников закупки обратился с заявлением в Ленинградское УФАС России о возбуждении антимонопольного дела в отношении заказчика – АО «Выборгтеплоэнерго», утвердившего Положение о закупке, предусматривающее возможность осуществлять закупки у единственного поставщика на конкурентных рынках.
В частности, из содержания Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Выборгтеплоэнерго» приобретение соответствующих товаров и услуг, стоимость которых не превышает 40 000 000 руб., во всех случаях и при любых потребностях допускается путем размещения заказа у единственного поставщика.
По мнению потенциального участника, это соответствует требованиям части 2 статьи 2, статьи 3.6 Закона N 223-ФЗ и части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ о защите конкуренции.
Антимонопольный орган своим письмом от 25.08.2023 отказал заявителю в возбуждении антимонопольного дела.
Суд посчитал такой отказ в возбуждении антимонопольного дела несостоятельным в связи со следующим.
Доводы Управления относительно того, что действия хозяйствующих субъектов при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика согласно положению о закупке, принятому в соответствии с Законом о закупках, не могут быть рассмотрены на предмет нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции со ссылкой на пункт 37 Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 N 2 “О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства”, судом отклоняются, поскольку в данном случае нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции со стороны АО «Выборгтеплоэнерго» совершено не при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика согласно Положению о закупке, а при включении в Положение о закупке случаев закупок у единственного поставщика, которые могут повлечь ограничение конкуренции (необоснованное ограничение конкурентных закупок расширенным перечнем неконкурентных закупок), что исключает в рассматриваемой ситуации применение абзаца 3 пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2.
При таких обстоятельствах, заявленные требования общества о признании недействительным отказа антимонопольного органа в возбуждении антимонопольного дела подлежат удовлетворению.
Документ: Решение АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2023 г. по делу № А56-82229/2023
Дон Виктор Викторович, директор Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок