Структурированное описание объекта закупки, структурированная заявка

Структурированное описание объекта закупки, структурированная заявка

Вопросами этой статьи являются нововведения 44-ФЗ, направленные на переход участников контрактных отношений 44-ФЗ [1] к полной цифровизации процесса закупок, который начался с активного внедрения цифровых  технологий еще в 2019 году.  Предметом рассмотрения станут обновленные требования контрактного законодательства, которые необходимо учитывать:

– заказчикам при подготовке и опубликовании закупочной документации (извещения, приглашения в закрытых процедурах) в части описания объекта закупки в единой информационной системе (далее  – ЕИС)

– участникам при подготовке, подаче заявки на участие в закупке.

Общие нормы по структурированному описанию объекта закупки в извещении и заявке

 С 01 октября 2023 года

Заказчик

Участник закупки

При опубликовании извещения (приглашений в закрытых процедурах )в ЕИС обязан указывать характеристики товара с использованием функционала ЕИС При подаче заявки обязан указывать характеристики товара в электронном виде с использованием функционала ЭТП
п.7. Постановления N 145 [2]

В случае осуществления закупки ТРУ, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание ТРУ в соответствии с требованиями ст.33 44-ФЗ. При проведении предусмотренных 44-ФЗ электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, указываются с использованием ЕИС при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в

определении ППИ в соответствии с ч.1 ст. 42, п.1 ч. 1 ст.75 44-ФЗ соответственно.

П.31. Постановление N 656 [3]

При формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 43 ФЗ, с использованием электронной площадки (ЭП), специализированной электронной площадки (СЭП) формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ, в приглашении принять участие в определении ППИ в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 75 44-ФЗ соответственно.

Такие характеристики размещаются оператором ЭП, оператором СЭП в ЕИС (без размещения на официальном сайте ЕИС) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения ППИ.

 

Технически (с разницей в интерфейсе ЭП) все ЭП 44-ФЗ формируют предложение участника в отношении объекта закупки в структурированной форме.

Важно отметить, что в части формирования структурированного описания объекта закупки в ЕИС при опубликовании извещения (приглашений в закрытых процедурах) заказчиком и структурированной заявки участником, в перспективе мы говорим о реализации требования ст. 51 44-ФЗ и переходе к структурированному – цифровому контракту.

Структурированное описание при формировании извещения

Во-первых, в соответствии с ч.1,2 ст.42 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки состоит из двух частей:

– из информации, формируемой с использованием ЕИС путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (информация в “структурированном виде”)

 

ч. 1 ст. 42 44-ФЗ

п. 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в ЕИС в сфере закупок, о требованиях к их формам  Постановления N 60[4]

– из информации и документов, сформированных заказчиком самостоятельно без использования ЕИС (сформированных не в “структурированном виде”) и которые включаются в извещение об осуществлении закупки путем приложения файла – электронного документа или образа бумажного документа

 

ч. 2 ст. 42 44-ФЗ

п. 4 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в ЕИС в сфере закупок, о требованиях к их формам Постановления N 60,

п. 2 формы, являющейся приложением к такому Положению

Во-вторых, при наличии в ЕИС позиции каталога товаров, работ, услуг (далее КТРУ), в извещении с использованием ЕИС в “структурированном виде” указываются содержащаяся в такой позиции информация, а также дополнительная информация, дополнительные потребительские свойства (п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, пункты 4 и 5 Постановления N 145).

Важно!!! Характеристики автоматически загружаются из КТРУ, включая дополнительные характеристики к КТРУ. При этом для дополнительных характеристики требуется прикрепить обоснование их включения в виде файла к извещению, вместе с другими обязательными документами.

Следует отметить, что применение положений п. 5 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ не означает, что описание объекта закупки следует осуществить исключительно в рамках характеристик, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ. Следовательно, п. 2 ч. 1 статьи 33 44-ФЗ говорит о том, что могут использоваться иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, которые не относятся к характеристикам, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст.33 44-ФЗ.

При отсутствии в КТРУ сформированной в отношении закупаемых ТРУ, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ характеристики объекта закупки указываются в извещении с использованием ЕИС также в “структурированном виде” (п. 5 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ, п. 7 Постановления N 145).

Следовательно, если подходящих для товара (работы, услуги) позиций нет в КТРУ, заказчики вручную заполняют соответствующие поля в ЕИС.

Какую информацию в извещении необходимо указывать в структурированном виде

Обратите внимание, что Минфин РФ изложил свою позицию по вопросу применения п. 7 Постановления N 145 Правил использования КТРУ в письме N 24-03-09/90944[5]. В письме указано, что с 01.10.2023, при формировании извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки в части информации, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, должно осуществляться в структурированном виде с использованием ЕИС. При этом к извещению об осуществлении закупки в качестве отдельного документа должно прилагаться полное описание объекта закупки, сформированное без использования ЕИС.

Исходя из этого мы понимаем, что в структурированном виде указывается не все характеристики объекта закупки, а только те, которые содержатся в п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. В данной статье 44-ФЗ мы видим, что к таким характеристикам (показателям) относятся:  функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики – это так называемые основополагающие характеристики.

Заказчику предоставляется возможность для заполнения следующих полей в ЕИС:
– наименование объекта;

– вид характеристики, выбираемый из выпадающего списка, включая “качественную” и количественную”;

– значение для описания качественных параметров технического задания;

– единица измерения для описания количественных параметров;

– диапазон для описания количественных параметров;

– конкретное значение для описания количественных параметров

 

При этом необходимо учитывать, что прочие характеристики (показатели), которые не относятся к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам (пример: требования к безопасности, к упаковке, маркировке, сроки и условия поставки товара, место поставки товара,  требования по сроку гарантии качества и объему гарантии качества (в том числе в отношении поставленного товара), экологические требования и прочее),  указываются заказчиком в описании объекта закупки, как и прежде, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 44-ФЗ, в электронном виде, которое прилагается к структурированному извещению.

Важно!!! В электронных магазинах техническое задание остается без изменений, и структурированное описание выполняется исключительно в ЕИС.

Как сегодня специалисты 44-ФЗ реализуют требования по нововведению в ЕИС

Ряд заказчиков при закупке товара, чтобы избежать ошибки при размещении описания объекта закупки в электронном виде, делают отсылки на указанные характеристики в извещении в структурированном виде. Как на это будут смотреть контрольные органы, думаю увидим в ближайшее время. При этом, большая часть размещенных закупок в ЕИС свидетельствует о том, что специалисты заказчика принимают решение о дублировании информации опубликованной в структурированной части,  в техническое задание в электронном виде. Конечно, это увеличивает нагрузку на специалиста и повышает риск ошибок.

В-третьих, если предметом закупки является выполнение работ или оказание услуг, остается вопрос как применять нововведения п. 7 Постановления N 145 Правил использования КТРУ и ч. 2 ст. 42 44-ФЗ. Ведь Правила использования КТРУ фактически устанавливают требование указывать в структурированной заявке функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики при закупке не только товара, но работы и услуги. В этой связи вопросы, касающиеся порядка выполнения работы, оказания услуги, периодичности ее оказания, не являются непосредственно функциональными, техническими, качественными характеристиками, в связи с чем могут быть указаны в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 N 44-ФЗ в полном описании объекта закупки, включаемом в извещение (приглашение в закрытых процедурах) в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 44-ФЗ в качестве приложения.

Следовательно, на практике мы понимаем, что участник не сможет применить требование о подаче заявки в структурированном виде при проведении закупок работ и услуг за исключением ситуации, когда товары, поставляются при выполнении закупаемых работ или оказании закупаемых услуг.

Эта позиция в конце 2023 года была изложена в письмах Минфина и Федерального казначейства.

Письмо Минфина N 24-03-06/105479 [6] …участник закупки представляет в заявке на участие в закупке характеристики исключительно в отношении товара (в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), а в отношении закупок работ и услуг характеристики не представляются, и подача заявки является согласием на их выполнение и оказание соответственно (подпункт “а” пункта 2 части 1, пункта 1 части 2, части 5 статьи 43 указанного Федерального закона).
Письмо Федерального казначейства N 14-00-04/31290 [7] При этом, в соответствии с подпунктом “а” пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

 

В этой связи в отношении закупок работ и услуг указание характеристик при подаче заявки на участие в такой закупке не требуется, так как факт подачи заявки является согласием на их выполнение и оказание соответственно.

Еще одно уточнение касается  формирования инструкции в структурированном виде в ЕИС при описании объекта закупки на выполнение работ, оказание услуг в составе извещения в ЕИС. В том же Письме Федерального казначейства N 14-00-04/31290 сказано:

…..что необходимость формирования инструкции в структурированном виде в ЕИС при описании объекта закупки на выполнение работ, оказание услуг в составе извещения об осуществлении закупки будет исключена в рамках доработок ЕИС в текущем году.

Рассмотрение заявок со структурированным описанием

Четвертое, в части требования законодательства по подаче структурированной заявки участником закупки, часто задаваемый вопрос: о необходимости установления законодателем требований к обязательной типовой структурированной форме заявки.

Данный вопрос прежде всего возникает у членов закупочных комиссий потому, что с октября 2023 года участник обязан в структурированном виде предоставлять сведения только о тех характеристиках, которые предусмотрены п. 1 ч. 1 ст.33 44-ФЗ (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики). При рассмотрении заявок на соответствие возникает вопрос о формате-форме предоставления в заявке сведений о характеристиках (показателях), которые не относятся к так называемым основополагающим (функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным). Закупочная комиссия видит, что участник предоставляет сведения путём ссылки на прилагаемый к заявке электронный документ. При этом члены комиссии понимают, что только информация, которая содержится в цифровой заявке будет автоматически подтягиваться в итоговый протокол, а затем в цифровой контракт. Конечно, это вызывает множество опасений у заказчика, так как для надлежащего результата в закупке важны все указанные заказчиком характеристики (показатели), как в структурированной части технического задания, так и в электронном виде.

Пятое, следует учесть, что в части изменений контрактного законодательства и установления требований к структурированной заявке, основания для отклонения заявки участника остались прежними. Все они перечислены и определены ч. 5, 12 ст. 48 44-ФЗ и являются исчерпывающими.

ч. 5 ст. 48 44-ФЗ 5. При рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:

1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) информации и документов, предусмотренных подпунктами “а”, “б”, “г” и “д” пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего ФЗ, несоответствия таких информации и документов извещению об осуществлении закупки;

2) если в первой части заявки на участие в закупке содержится информация, предусмотренная пунктами 1, 3 и 4 части 1 статьи 43 настоящего ФЗ;

3) выявления недостоверной информации, содержащейся в первой части заявки на участие в закупке.

ч. 12 ст. 48 44-ФЗ 12. При рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:

1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим ФЗ (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего ФЗ), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего ФЗ, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего ФЗ;

4) предусмотренных НПА, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего ФЗ за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего ФЗ);

5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего ФЗ, если такие документы предусмотрены НПА, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего ФЗ (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего ФЗ в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);

6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 ФЗ от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ “О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств”, в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с указанным пунктом;

7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего ФЗ;

8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;

9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 настоящего ФЗ.

Делаем вывод, к отклонению заявки комиссией заказчика по причине непредставления информации и документов, предусмотренных извещением приведет:

– неуказание участником закупки установленных заказчиком характеристик (показателей) функциональных, технических, качественных, эксплуатационных в “структурированном виде”;

– их указание с использованием ЭП, СЭП не в соответствии с установленными заказчиком требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке, с инструкцией по ее заполнению.

Важно!!! Если у участника возникают вопросы по заполнению характеристик (показателей) функциональных, технических, качественных, эксплуатационных, в том числе вопросы в части инструкции по заполнению заявки, то в срок, установленный 44-ФЗ, необходимо сформировать запрос на разъяснения. Также участник должен понимать, что поданные сведения в структурированной части заявки перейдут в протокол подведения итогов, а далее в структурированный – цифровой контракт.

Следует отметить, если участник укажет ошибочную характеристику в структурированной заявке и далее это будет отражено в цифровом контракте, то исправить ошибку будет невозможно.

Кроме этого, на сегодняшний день отсутствуют основания по заключению дополнительных соглашений между заказчиком и поставщиком на основании ст.95 44-ФЗ в части исправления ошибочных характеристик.

Еще одно уточнение регулятора контрактной системы (Минфина России) по вопросу остаточного срока годности в закупке лекарственных препаратов и медицинских изделий, который не является характеристикой товара по п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ.

Письмо Минфина N 24-01-10/122331[8] 3.1. При осуществлении закупки лекарственных препаратов.

В соответствии с подпунктом “в” пункта 2 Постановление N 1380[9], в описании объекта закупки подлежит указанию остаточный срок годности.

….

Остаточный срок годности характеристикой товара, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, не является, что также следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2016 г. N 304-КГ16-13891.

Частью 5 статьи 43 Закона N 44-ФЗ установлено, что подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.

В этой связи указание участником закупки в заявке на участие в закупке показателя остаточного срока годности не требуется, а подача такой заявки означает согласие на поставку лекарственного препарата, остаточный срок годности которого соответствует требованию, установленному заказчиком в соответствии с подпунктом “в” пункта 2 вышеуказанных Особенностей.

Подача структурированной заявки участником закупки

Шестое, что необходимо учитывать участнику при подаче структурированной заявки?

Информация полностью заполняется в специальных экранных полях (экранных форм веб-интерфейса в “структурированном виде”) ЭП, СЭП:

– каждая характеристика (функциональная, техническая, качественная, эксплуатационная) п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ на основе значений, которую внес заказчик в структурированном описании объекта закупки.

Часть характеристик может встать автоматически из извещения, при этом функционал ЭП, СЭП дает подсказки в части заполнения полей;

– самостоятельно (вручную) в отдельном поле указывается товарный знак (при наличии). Если можно поставить эквивалент, ЭП дает скорректировать товарный знак. Если заказчик требует товарный знак и не допускает поставку эквивалента, марка «подтянется» автоматически из извещения;

– выбирается страна или несколько стран происхождения (из списка). При закупке программного обеспечения (далее ПО) с национальным режимом (появится дополнительное поле «ПО» с выпадающим списком «Выберите страну происхождения ПО». Отмечаете нужную.

Далее идет подписание электронной подписью и подача заявки. При этом, не забывайте о требованиях организация документооборота в контрактной системе.

Статья 5. Организация документооборота в контрактной системе в сфере закупок В случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.

Выводы

Каков итог? Требования законодательства к структурированному описанию объекта закупки и структурированной заявки установлены, но они требуют, как проработки, так и доработки установленных норм. В данном случае, это является задачей всех ведомств, прежде всего Федерального казначейства, Минфина России, отвечающих за создание и функционирование цифрового процесса закупок.


[1] Федеральный закон от 05.04.2013г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее по тексту –   44-ФЗ).

[2] Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 “Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд… ” (далее по тексту – Постановление № 145).

[3] Постановление Правительства РФ от 8 июня 2018 г. N 656 “О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки” (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту – Постановление № 656).

[4] Постановление Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 60 “О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту – Постановление № 60).

 [5] Письмо Минфина России от 25 сентября 2023 г. № 24-03-09/90944 “O размещении описания объекта закупки в единой информационной системе в сфере закупок” (далее по тексту – Письмо Минфина России № 24-03-09/90944).

[6] Письмо Минфина России от 3 ноября 2023 г. N 24-03-06/105479 “О рассмотрении обращения” (далее по тексту – Письмо Минфина России № 24-03-06/105479).

[7] Письмо Федерального казначейства от 26 октября 2023 г. № 14-00-04/31290 “О предоставлении позиции” (далее по тексту – Письмо Минфина России № 14-00-04/31290).

[8] Письмо Минфина России от 18 декабря 2023 г. № 24-01-10/122331 “О формировании с использованием единой информационной системы в сфере закупок извещения об осуществлении закупки и о подаче с использованием электронной площадки заявки на участие в закупке” (далее по тексту – Письмо Минфина России № 24-01-10/122331).

 [9] Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 “Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд”(далее по тексту – Постановление N 1380).

 Эконом-Эксперт

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...