10 февраля 2022 года комиссия ФAС России вынесла решение о нарушении антимонопольного законодательства ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ПАО «Северсталь», ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат». С января 2021 года эти компании установили и поддерживали монопольно высокие цены на горячекатаный плоский прокат на внутреннем рынке.
Рынок горячекатаного плоского проката характеризуется стабильным составом основных игроков и высокими барьерами входа. Ответчики занимают доминирующее положение с долей более 70%. Комиссия установила, что рост цен на горячекатаный прокат на внутреннем рынке в 2021 году был не в полной мере обусловлен рыночными факторами.
Во-первых, рост на горячекатаный прокат происходил более быстрыми темпами, чем рост себестоимости. Компании ссылались на то, что цены на горячекатаный прокат устанавливались самими покупателями. По мнению металлопроизводителей, покупатель может снизить цену путем переговоров и установить на рынке цену, которую он готов заплатить. Однако этот довод опровергается количеством поступивших в ведомство заявлений о необоснованном росте цен на горячекатаный плоский прокат.
Во-вторых, оценка общих условий обращения товара на рынке показала, что роста спроса со стороны российских потребителей не произошло. При неизменности объемов продаж на внутреннем рынке в 2021 году ответчики увеличили свою прибыль в три раза относительно показателей 2019-2020 годов.
Кроме того, металлопроизводители не смогли подтвердить неудовлетворенный спрос со стороны зарубежных контрагентов, что свидетельствует об отсутствии рыночных факторов для роста внутренних цен до уровня экспортных значений. Таким образом, повышение цен доминирующими на внутреннем рынке компаниями исключительно на основании значений зарубежных котировок нарушает ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, так как может привести негативным последствиям на внутреннем рынке.
«Северстали», «ММК» и «НЛМК» выданы предписания прекратить злоупотреблять доминирующим положением и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции. По материалам антимонопольных дел будут возбуждены дела об административных нарушениях и рассчитаны штрафы для каждой компании.
Справочно: Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозсубъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов и других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара