Российские государственные компании, а в меньшей степени коммерческие организации, испытывают трудности с привлечением специалистов по закупкам. Об этом заявили участники совместного заседания комитетов по управлению закупочной деятельностью и управлению человеческими ресурсами Ассоциации менеджеров, пишет Интерфакс.
“Ситуация с кадрами очень сложная, – отметил руководитель практики “Промышленность и энергетика” компании Odgers Berndtson Russia Рустам Бостанов. – Большинство заказчиков вынуждены решать проблему самостоятельно”.
Особенно острая проблема с кадрами наблюдается в регионах. Заместитель директора департамента закупочной деятельности Россельхозбанка Александр Подгорный подчеркнул, что при создании новой структуры закупок, включающей вертикальную интеграцию в каждом региональном филиале, банк столкнулся с серьёзными трудностями в поиске квалифицированных работников.
“Найти компетентных специалистов, особенно в регионах, оказалось крайне сложно, – сказал Подгорный. – Возникла необходимость в обучении и удержании сотрудников”.
Однако, по его словам, материальная мотивация для привлечения и удержания закупщиков не является единственным эффективным решением.
По мнению Бостанова, две основные проблемы кадрового дефицита в сфере закупок – это демографический кризис и кризис системы образования.
Екатерина Григорьева, директор по закупкам ПАО “Россети”, считает, что универсальная система подготовки закупщиков вряд ли поможет решить кадровую проблему в сегменте госзакупок, регулируемых законом “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (223-ФЗ).
“В рамках 223-ФЗ сложно найти готового специалиста, так как у каждого заказчика своя система закупок, – пояснила Григорьева. – Этот закон рамочный, и каждая организация имеет свои индивидуальные особенности закупок”.
HR-службы видят проблему кадрового обеспечения по-другому.
“Основная проблема в том, что HR-службы часто не понимают специфику работы закупщиков, – отметила Виктория Яшина, директор по организационному развитию АО ЕЭТП (“Росэлторг”). – Для подбора специалиста по закупкам, кадровики должны глубже понимать закупочную деятельность”.
Яшина также указала на недостаток профильного обучения для будущих закупщиков.
Участники заседания пришли к выводу, что наиболее эффективным способом решения кадровой проблемы является обучение и выращивание специалистов.
“Мы создали в банке школу закупщиков, представляющую собой многоступенчатую систему подготовки сотрудников”, – рассказал Подгорный.
“Необходимы инвестиции в собственную систему развития сотрудников, а также привлечение профильных органов власти для решения кадровых и образовательных проблем”, – добавил Бостанов.
Заместитель гендиректора по развитию “Росэлторга” Виктор Симоненко считает, что говорить о дефиците кадров в сфере закупок преждевременно. Скорее, проблема заключается в сложности поиска нужных специалистов.
Симоненко отметил, что профессия закупщика претерпевает изменения. С развитием цифровизации и автоматизации закупочных процессов, на первый план выходят навыки работы с этими системами.
“Закупщик становится оператором системы закупок, основная задача которого – оперативное и правильное введение информации в систему”, – заключил он.