Счетная палата выявила ряд нарушений и недостатков при осуществлении Росстатом госзакупок в 2019 году, в том числе нарушение принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок, следует из заключения палаты.
“В 2019 году доля закупок, планируемых к совершению с единственным поставщиком, согласно плану закупок товаров, работ, услуг ФГУП “ГМЦ Росстата” на 2019 год, составила 96,9%. Преимущественное осуществление закупок неконкурентным способом не соответствует принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки”, – говорится в документе.
Отмечается также, что в заключенные Росстатом государственные контракты стоимостью свыше 100 млн рублей не включалось условие казначейского сопровождения, хотя это предусмотрено законом “О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов”. Аудиторы поясняют, что к числу преимуществ казначейского сопровождения относится прозрачность исполнения контрактов и ограничение участия в закупках недобросовестных поставщиков.
По данным Счетной палаты, из 13 крупных контрактов Росстата, начальная максимальная цена которых превышает 100 млн рублей, только один контракт обеспечивался казначейским сопровождением.
“Между тем исполнение почти каждого второго контракта (6 из 13) сопровождалось выставлением требований с предъявлением неустоек на общую сумму 1 449 791,53 рублей”, – отмечают в Счетной палате.
Кроме того, в госконтрактах по итогам торгов в каждом пятом случае (в 27 из 135) итоговая цена контракта была ниже начальной минимальной цены контрактов (НМЦК) более чем на 25%, а в ряде случаев – снижена более чем на 50%.
“Снижение НМЦК в ходе ряда торгов более чем на 50,0% является индикатором низкого качества анализа рынка, обоснования НМЦК и низкого уровня планирования закупок, что в целом обусловливает ненадлежащее исполнение Росстатом полномочий главного распорядителя бюджетных средств при планировании соответствующих расходов федерального бюджета”,
– указывают в Счетной палате.
Согласно документу, в план-график госзакупок Росстата были внесены 43 изменения, в результате которых общая начальная (максимальная) цена контрактов увеличилась на 5,1 млрд рублей (в 17,3 раза). Кроме того, планируемые платежи увеличились на 5 млрд рублей (в 16 раз), в том числе на 2019 год – на 2, 4 млрд рублей (в 11,8 раза).
Отмечается, что закупки, планируемые в рамках организации и проведения Всероссийской переписи 2020 года, занимают наибольший удельный вес в структуре финансового обеспечения закупок.
По результатам проверки предложено направить представление Счетной палаты руководителю Федеральной службы госстатистики Павлу Малкову, исполняющему обязанности директора ФГУП ГМЦ Росстата Александру Выскребенцеву.