Счетная палата проверила, как Минобороны расходовало в период с 2017 года по февраль 2020 года бюджетные ассигнования на образование будущих офицеров. По отдельными видами учебного вооружения и техники проверка выявила недостаточный уровень укомплектованности (обеспечения). Как следствие, отдельные учебные подразделения курсантов не смогли в полном объеме выполнить ряд учебных программ. Проверка также выявила отдельные факты неэффективного использования бюджетных средств и федерального имущества, завышения цен государственных контрактов и непредъявления претензий за нарушение сроков их исполнения, а также ряд других недостатков, сведения о которых носят закрытый характер, сообщает пресс-служба ведомства.
«Вопрос подготовки в интересах Вооруженных Сил квалифицированных кадров, требования к которым в связи с поставкой в войска современных образцов вооружения и военной техники возрастают, является важнейшим аспектом обороноспособности нашей страны», – заявил на Коллегии аудитор Олег Савельев.
Он отметил позитивные тенденции в подходе министерства к системе военного образования. После проведенной оптимизации структуры образовательных организаций, Министерство делает акцент на качество подготовки будущих офицеров. Вкупе с повышением престижности военной службы это дало определенные положительные результаты. Так, учебно-материальная база ВУЗов Минобороны значительно обновляется. В училища поступают образцы современной техники, с которыми бывшим курсантам придется работать в войсках.
Однако по отдельными видами учебного вооружения и техники проверка Счетной палаты выявила недостаточный уровень укомплектованности (обеспечения). Как следствие, отдельные учебные подразделения курсантов не смогли в полном объеме выполнить ряд учебных программ.
«Из-за неполной укомплектованностью Краснодарского высшего военного авиационного училища исправной учебной авиационной техникой средний налет одного курсанта третьего и четвертого курса в 2019 году составил от 55% до 88 % плановых значений», – привел пример Олег Савельев.
В Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище отдельные учебные роты не в полном объеме выполняли ежегодные программы по прыжкам с парашютом. Причина в недостаточном количестве самолетов военно-транспортной авиации, которые предоставляют Воздушно-космические силы.
Некоторые недостатки в системе военного образования требуют нормативного правового регулирования. Например, в настоящее время законодательно не предусмотрено право бесплатного проезда абитуриентам при поступлении в ВУЗы Минобороны.
«Отсутствие в законодательстве этой нормы привело к сокращению числа иногородних абитуриентов, прибывающих для поступления в ВУЗы из отдаленных регионов, в которых военная карьера является наиболее предпочтительным социальным лифтом для развитой молодежи», – отметил Олег Савельев.
Другой пример – деятельность кадетских училищ. Они по закону не могут отчислять за систематическое нарушение дисциплины или неуспеваемость воспитанников моложе 15 лет. В отношении уже достигших этого возраста решение об отчислении принимается с учетом мнения родителей и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав.
«Так как основной целью общеобразовательных организаций со специальными наименованиями является подготовка несовершеннолетних к военной или иной государственной службе, считаем необходимым предусмотреть норму, позволяющую Министерству обороны самостоятельно регулировать порядок отчисления воспитанников училищ», – подчеркнул аудитор.
Не обошел он вниманием и проблемы дошкольного образования.
Молодые семьи военнослужащих должны быть обеспечены местами в детских садах вне зависимости от места военной службы. Ранее все ведомственные детские сады были переданы в собственность муниципалитетам.
Сейчас в ряде военных частей были созданы специальные группы дневного пребывания для дошкольников, которые позволяют всем семьям военнослужащих направить туда детей. Однако данные группы не могут обеспечить дошкольное образование согласно требованиям Федерального государственного стандарта.
«Из почти 10 тыс. детей, охваченных системой дошкольного образования Министерства обороны, около 40% получают образование в 31 лицензированном ведомственном детском саду. При этом в отдельных воинских частях Минобороны было вынуждено создать 65 групп по присмотру и уходу за детьми, которые не осуществляют образовательную деятельность. Таким образом, – пояснил Олег Савельев, – 6,1 тыс. детей лишены права на дошкольное образование. Поэтому хотелось бы обратить внимание Министерства обороны на эту проблему и помочь в ее решении».
Счетная палата предлагает Правительству совместно с регионами проработать вопрос предоставления образовательных услуг всем детям военнослужащих и расширить действующую сеть муниципальных и (или) ведомственных дошкольных образовательных организаций.
Проверка также выявила отдельные факты неэффективного использования бюджетных средств и федерального имущества, завышения цен государственных контрактов и непредъявления претензий за нарушение сроков их исполнения, а также ряд других недостатков, сведения о которых носят закрытый характер.