Санкции настигли российский рынок межкорпоративной электронной торговли на взлете. Рейтинг ЭТП

Санкции настигли российский рынок межкорпоративной электронной торговли на взлете. Рейтинг ЭТП

По итогам 2021 года рынок не только отыграл падение «ковидного» 2020 года, но и вышел на траекторию стабильного роста. Созданная за последние 10 лет развитая инфраструктура электронной торговли и глубокая цифровизация корпоративных закупок в России окажет в ближайшем будущем существенную поддержку отечественной экономике в целом.

Электронный рынок B2B безболезненно пережил спад, связанный с пандемией. По итогам 2020 года средние объемы в сегменте закупок крупнейших корпоративных заказчиков снизились всего на 5,6% к уровню предыдущего года. Это падение было отыграно уже в первом полугодии 2021 года, а к концу года рынок вышел на траекторию стабильного роста: по оценкам операторов ЭТП, по итогам 12 месяцев динамика объемов рынка составила 20–25%.

Ключевой фактор органического роста рынка – рост проникновения услуг ЭТП в незанятые сегменты межкорпоративной торговли, а также увеличение интенсивности применения электронных закупок заказчиками. Рост проникновения услуг ЭТП в сегменте закупок крупнейших компаний был обеспечен в основном заказчиками из негосударственного сектора, поскольку в регулируемом сегменте рынок уже давно достиг насыщения. Доля негосударственных компаний, использующих электронные закупки, в 2021 году выросла на 8 пп., до 88%. При этом доля респондентов, проводящих на ЭТП более 80% своих закупок, превысила 78%.

Оборот электронного рынка в сегменте нерегламентированных закупок малого объема компаний-субъектов регулирования 223-ФЗ растет опережающими темпами.

По итогам первого полугодия 2021 года средние объемы таких закупок выросли на 15,6%. Доля малых закупок в общем объеме закупок опрошенных заказчиков за год удвоилась, однако до сих пор не превышает 1%. Тем не менее, этот сегмент рынка для операторов ЭТП остается одним из наиболее перспективных, как с точки зрения потенциала роста, так и с точки зрения развития принципиально новых сервисов. 2021 год закрепил достижения «ковидного» 2020 года с точки зрения развития конкурентной среды на российском межкорпоративном электронном рынке. Среднее количество участников электронных закупок среди опрошенных компаний в 2021 году по сравнению с предыдущим годом незначительно выросло – с 4,7 до 4,8.

Также незначительную позитивную динамику демонстрировали средние оценки респондентами отдельных аспектов качества услуг ЭТП, непосредственно характеризующих уровень конкуренции в закупочных процедурах и эффективность проводимых электронных закупок. Мониторинг контрагентов и проводимых закупок, автоматизация и цифровизация закупочных процедур и прямых закупок, аналитическое сопровождение закупок и подготовка отчетности, закупочный маркетинг. Именно в этих областях, по мнению операторов, ЭТП могут наиболее эффективно способствовать цифровой трансформации закупочной деятельности своих крупнейших корпоративных клиентов.

Цифровизация торгов имуществом компаний находится на начальной стадии, и в этом сегменте сохраняется значительный потенциал для роста и развития новых сервисов ЭТП. Электронные торги имуществом компаний по состоянию на конец 2021 года составляли не более 8% совокупного оборота торгов, проводимых на крупнейших ЭТП, а выручка от предоставления услуг по проведению такого рода торгов в среднем не превышала 4% их совокупной выручки. При этом в первом полугодии 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года средние объемы проведенных опрошенными компаниями торгов имуществом выросли на 36%.

Ниже на странице размещён основной рейтинг лучших ЭТП по удовлетворённости корпоративных заказчиков качеством их услуг. Помимо него, в этом году агентство впервые подготовило рейтинг ЭТП по уровню в сегменте проведения закупок малого объёма.

Лучшие ЭТП по уровню удовлетворённости корпоративных заказчиков качеством их услуг в сегменте проведения закупок малого объёма

 

Место в рэнкинге ЭТП Итоговый балл Средневзвешенная оценка респондентов, имевших опыт сотрудничества в качестве заказчика с данной ЭТП (шкала от 1 до 10) Доля в общей численности оценок, % (Респонденты могли поставить оценку любому количеству ЭТП, с которыми имели опыт взаимодействия в рамках проведения закупочных процедур в качестве заказчика)
1 ООО «ЭТП ГПБ» 1,95 9,8 20
2 АО «ТЭК-Торг» 1,88 9,8 19,3
3 АО Единая электронная торговая площадка (ЭТП «РОСЭЛТОРГ») 1,14 8,8 12,6
4 ООО «Бидзаар» (Bidzaar.com) 0,83 9,6 8,1
5 АО «Центр развития экономики» (Центр электронных торгов B2B-Center) 0,77 9,6 5,9
6 АО «Сбербанк АСТ» (Сбер А) 0,76 8,4 8,9
7 Группа компаний Фабрикант (ЭТП «НЭП-Фабрикант») 0,5 8,3 5,2
8 ЭТП ONLINECONTRACT 0,49 9,7 5,2
9 АО «OTC» 0,34 8,6 4,4
10 OOO «РТС-тендер» 0,34 8,4 4,4
11 АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» (ЭТП ZakazRF) 0,2 6,5 3

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...