По итогам 2021 года рынок не только отыграл падение «ковидного» 2020 года, но и вышел на траекторию стабильного роста. Созданная за последние 10 лет развитая инфраструктура электронной торговли и глубокая цифровизация корпоративных закупок в России окажет в ближайшем будущем существенную поддержку отечественной экономике в целом.
Электронный рынок B2B безболезненно пережил спад, связанный с пандемией. По итогам 2020 года средние объемы в сегменте закупок крупнейших корпоративных заказчиков снизились всего на 5,6% к уровню предыдущего года. Это падение было отыграно уже в первом полугодии 2021 года, а к концу года рынок вышел на траекторию стабильного роста: по оценкам операторов ЭТП, по итогам 12 месяцев динамика объемов рынка составила 20–25%.
Ключевой фактор органического роста рынка – рост проникновения услуг ЭТП в незанятые сегменты межкорпоративной торговли, а также увеличение интенсивности применения электронных закупок заказчиками. Рост проникновения услуг ЭТП в сегменте закупок крупнейших компаний был обеспечен в основном заказчиками из негосударственного сектора, поскольку в регулируемом сегменте рынок уже давно достиг насыщения. Доля негосударственных компаний, использующих электронные закупки, в 2021 году выросла на 8 пп., до 88%. При этом доля респондентов, проводящих на ЭТП более 80% своих закупок, превысила 78%.
Оборот электронного рынка в сегменте нерегламентированных закупок малого объема компаний-субъектов регулирования 223-ФЗ растет опережающими темпами.
По итогам первого полугодия 2021 года средние объемы таких закупок выросли на 15,6%. Доля малых закупок в общем объеме закупок опрошенных заказчиков за год удвоилась, однако до сих пор не превышает 1%. Тем не менее, этот сегмент рынка для операторов ЭТП остается одним из наиболее перспективных, как с точки зрения потенциала роста, так и с точки зрения развития принципиально новых сервисов. 2021 год закрепил достижения «ковидного» 2020 года с точки зрения развития конкурентной среды на российском межкорпоративном электронном рынке. Среднее количество участников электронных закупок среди опрошенных компаний в 2021 году по сравнению с предыдущим годом незначительно выросло – с 4,7 до 4,8.
Также незначительную позитивную динамику демонстрировали средние оценки респондентами отдельных аспектов качества услуг ЭТП, непосредственно характеризующих уровень конкуренции в закупочных процедурах и эффективность проводимых электронных закупок. Мониторинг контрагентов и проводимых закупок, автоматизация и цифровизация закупочных процедур и прямых закупок, аналитическое сопровождение закупок и подготовка отчетности, закупочный маркетинг. Именно в этих областях, по мнению операторов, ЭТП могут наиболее эффективно способствовать цифровой трансформации закупочной деятельности своих крупнейших корпоративных клиентов.
Цифровизация торгов имуществом компаний находится на начальной стадии, и в этом сегменте сохраняется значительный потенциал для роста и развития новых сервисов ЭТП. Электронные торги имуществом компаний по состоянию на конец 2021 года составляли не более 8% совокупного оборота торгов, проводимых на крупнейших ЭТП, а выручка от предоставления услуг по проведению такого рода торгов в среднем не превышала 4% их совокупной выручки. При этом в первом полугодии 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года средние объемы проведенных опрошенными компаниями торгов имуществом выросли на 36%.
Ниже на странице размещён основной рейтинг лучших ЭТП по удовлетворённости корпоративных заказчиков качеством их услуг. Помимо него, в этом году агентство впервые подготовило рейтинг ЭТП по уровню в сегменте проведения закупок малого объёма.
Лучшие ЭТП по уровню удовлетворённости корпоративных заказчиков качеством их услуг в сегменте проведения закупок малого объёма
Место в рэнкинге | ЭТП | Итоговый балл | Средневзвешенная оценка респондентов, имевших опыт сотрудничества в качестве заказчика с данной ЭТП (шкала от 1 до 10) | Доля в общей численности оценок, % (Респонденты могли поставить оценку любому количеству ЭТП, с которыми имели опыт взаимодействия в рамках проведения закупочных процедур в качестве заказчика) |
---|---|---|---|---|
1 | ООО «ЭТП ГПБ» | 1,95 | 9,8 | 20 |
2 | АО «ТЭК-Торг» | 1,88 | 9,8 | 19,3 |
3 | АО Единая электронная торговая площадка (ЭТП «РОСЭЛТОРГ») | 1,14 | 8,8 | 12,6 |
4 | ООО «Бидзаар» (Bidzaar.com) | 0,83 | 9,6 | 8,1 |
5 | АО «Центр развития экономики» (Центр электронных торгов B2B-Center) | 0,77 | 9,6 | 5,9 |
6 | АО «Сбербанк АСТ» (Сбер А) | 0,76 | 8,4 | 8,9 |
7 | Группа компаний Фабрикант (ЭТП «НЭП-Фабрикант») | 0,5 | 8,3 | 5,2 |
8 | ЭТП ONLINECONTRACT | 0,49 | 9,7 | 5,2 |
9 | АО «OTC» | 0,34 | 8,6 | 4,4 |
10 | OOO «РТС-тендер» | 0,34 | 8,4 | 4,4 |
11 | АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» (ЭТП ZakazRF) | 0,2 | 6,5 | 3 |