Российские IT-компании попросили временно приостановить госзакупки для школ ноутбуков в рамках федерального проекта “Цифровая образовательная среда”, в которых не могут принять участие отечественные производители. С соответствующей просьбой в письме к вице-премьеру Дмитрию Чернышенко обратились глава Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) “Отечественный софт” Ренат Лашин и глава Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский.
Отмечается, что главы ассоциаций в письме попросили остановить закупки до тех пор, пока отечественным разработчикам не будет обеспечена возможность участвовать в них.
“Необходимо приостановить указанные закупки программного обеспечения и оборудования до приведения в соответствие с требованиями по применению национального режима в закупках и обеспечения возможности участия отечественных производителей соответствующего программного обеспечения и радиоэлектронного оборудования”, – говорится в письме.
Добавляется, что из-за некорректных или избыточных требований к оборудованию в рекомендациях в течение 2021 года регионы России объявили или уже провели закупки иностранных ноутбуков на общую сумму свыше 1,35 млрд руб.
Как отмечается в письме, избыточные требования к оборудованию в школах появились из-за утвержденных в январе методических рекомендаций Минпросвещения о создании и функционировании центров цифрового образования. Российские регионы используют их при подготовке закупочной документации на приобретение компьютерного оборудования для школ в рамках федпроекта “Цифровая образовательная среда”. Но, в письме отмечается, что в этих рекомендациях нет требований по импортозамещению для закупаемой материально-технической базы и софта, а “требования к оборудованию избыточны и содержат указание на конкретные модели”.
Детализация требований при подготовке конкурсной документации “приводит к фактическому отсечению возможности участия российских производителей”.
Кроме того, в письме говорится, что изложенные в рекомендациях требования к оборудованию (МФУ, ноутбуки, интерактивные панели) не соответствуют описанию объектов закупки из каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
“С учетом вышеуказанного, не представляется возможным осуществить закупку оборудования по правилам использования КТРУ”, – отмечается в письме.
Так, например, существенным ограничением, ведущим к недопуску большего числа российских производителей к поставке ноутбуков, является требование “Вес ноутбука с установленным аккумулятором не более 1,8 кг”.
“В целях расширения числа российских производителей, которые могут участвовать в конкурсных процедурах продукции, до количества не менее трех, следует изменить требование на: “Вес ноутбука с установленным аккумулятором: не более 2,1 кг”, – следует из документа.
Мнение IT-отрасли
По словам исполнительного директора АРПП “Отечественный софт” Рената Лашина, в IT-отрасли обеспокоены тем, что некорректные требования к закупаемому сегодня ПО и оборудованию для школ в рамках федерального проекта “ЦОС” ведут к закупкам техники преимущественно иностранного происхождения.
“Это не только противоречит принципам цифрового суверенитета, но и существенно ограничивают конкуренцию, лишая отечественных разработчиков возможности участия в тендерах. Более того, это создает серьезные препятствия для перехода школ на российское ПО и электронику в рамках действующего в стране курса на импортозамещение и поддержку IT-отрасли”, – прокомментировал Ренат Лашин.
По мнению гендиректора АНО развития радиоэлектронной отрасли “Консорциум “Вычислительная техника” Светланы Легостаевой, сомнения в том, что именно отечественная вычислительная техника должна стать основной базой для построения ИТ-инфраструктуры нацпроектов, отсутствуют. Нацпроект “Образование” и входящий в него федеральный проект “Цифровая образовательная среда” – “один из самых емких с точки зрения потребностей в компьютерной технике”, отметила она. Однако при реализации этих проектов в прошлом году не поставили ни одного ноутбука из числа включенных в Единый реестр радиоэлектронной продукции Минпромторга России, уточнила Легостаева.
“В 2021 году ситуация принципиально не изменилась. В апреле в рабочем порядке мы предоставили в Минцифры России информацию о сложившейся ситуации, а также сравнительный анализ действующих требований к ноутбукам в КТРУ и в методических рекомендациях Минпросвещения России, указав, какие требования требуют корректировки для ликвидации искусственного ограничения конкуренции с зарубежными поставщиками”, – говорится в комментарии Легостаевой.
Как считает Легостаева, учитывая, что нацпроекты рассчитаны до 2024 года, изменение ситуации в данном направлении “серьезно поддержит радиоэлектронную отрасль страны”.
“Одновременно с решением вопросов по снятию излишних ограничений в требованиях к поставляемому оборудованию следует предусмотреть вопрос о том, каким образом разработчики вычислительной техники и программного обеспечения могут тестировать и валидировать программно-аппаратные комплексы, необходимые для образовательных процессов с учетом перехода на отечественные операционные системы и отечественные процессоры. Здесь тоже следует выстроить систему, о чем наш консорциум ранее написал в письме, адресованном Минпромторгу России”, – говорится в ее комментарии.