По итогам рассмотрения указанных обращений в 2022 году ФАС России принято 11 751 решение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что составляет 40,7 % от рассмотренных обращений. Основной причиной включения сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков является одностороннее расторжение контракта: 10 078 принятых решений (55 %), отказано – 8 381 (45 %).
С начала 2023 года только Центральный аппарат ФАС в неделю рассматривает в среднем по 15 односторонних отказов, в марте начался некоторый спад количества обращений. Пока что рано говорить о статистике 2023 года и строить прогнозы – не хватает детальных данных по территориальным управлениям.
Основная причина роста обращений в 2022 и 2023 годах – невозможность исполнения контракта в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. В их числе – экономические ограничения, санкции, проблемы с логистикой, мобилизация.
Правительство отреагировало: были внесены изменения в порядок рассмотрения вопроса о включении участника закупки в РНП. Есть целый пункт, который говорит, что антимонопольный орган не включает в РНП участника, который не смог исполнить обязательства по контракту из-за обстоятельств непреодолимой силы.
Вызовы-2022: действия регуляторов и практика ФАС
Рассмотрим пример доказывания таких обстоятельств. Участник не смог обеспечить поставку: на момент участия в закупке и подписания контракта у него была оферта с субпоставщиком за пределами РФ. После подписания контракта при запросе на поставку субпоставщик сообщил, что теперь порт не отгружает в РФ, логистика нарушена, возникли сложности в работе с российскими поставщиками и так далее.
Поставщику необходимо предоставить любые свидетельства о том, что имеющая отношение к закупке сторона либо иные причины явились основанием для неисполнения обязательств. И эти факторы должны быть напрямую по причинно-следственной связи соотнесены с введением ограничительных мер экономического характера. В таком случае комиссия в силу положений Постановления Правительства № 1078 не включает такую информацию в реестр. Еще когда только выпустились поправки к Постановлению Правительства № 1078, Минфин России направил разъяснительное письмо всем участникам контрактной системы. Его суть и краткое содержание: «Коллеги, чтобы вас не включили в реестр недобросовестных поставщиков, приходите на заседание комиссии, защищайте свои права.
Представляйте информацию, сведения, подтверждающие, что вы добросовестный участник рынка, вы пытались исполнить свои обязательства по контракту, но не смогли в связи с обстоятельствами непреодолимой силы».
Объективная сторона таких историй всегда рассматривается комиссией антимонопольного органа. В части мобилизационных действий также у нас были внесены изменения, комиссия рассматривает и учитывает все обстоятельства.
Рассмотрим конкретный кейс
Поставщик утверждает, что не смог выполнить обязательства по контракту по охране, поскольку нескольких сотрудников мобилизовали. Предоставлены соответствующие сведения из военного комиссариата. Вместе с тем при рассмотрении вопроса мы раскрываем, что сотрудников мобилизовали в октябре 2022 года, а поставщик перестал надлежащим образом исполнять свои обязательства двумя месяцами ранее. Соответственно, здесь причинно-следственной связи между ненадлежащим исполнением обязательств и мобилизацией некоторых сотрудников не наблюдается.
Необходимо объективно подходить к рассмотрению каждого случая, разбираться, что лежало в основе ненадлежащего исполнения обязательств в рамках контракта, сопоставлять предоставленные документы, исследовать и давать им соответствующую правовую оценку в соответствии с Постановлением Правительства № 1078.
Главное для участников – защищать свои права, участвовать в заседании комиссии антимонопольного органа и представлять все документы и сведения, необходимые для установления истины.
Бомбырь Дмитрий Сергеевич, начальник отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России
журнал «Контрактные отношения», март 2023