Счетная палата приступила к комплексному анализу деятельности высших учебных заведений. Он охватит не только ведущие научно-исследовательские университеты, но и опорные, классические вузы, которые играют важную роль для социально-экономического развития регионов. При этом приоритет будет отдан именно региональным вузам.
По мнению Счетной палаты, национальные проекты сейчас практически игнорируют вузы «второго эшелона». Так, сегодня есть регионы, где практически отсутствуют вузы с высоким и средним баллом ЕГЭ при поступлении студентов. Это означает, что эти вузы имеют ограниченные возможности для формирования такого человеческого капитала, который мог бы в будущем перезапустить региональную экономику.
Первую проверку Счетная палата провела в 2019 году в опорном Владимирском государственном университете им. Столетовых и классическом Ивановском государственном университете.
Проверка показала, что оба вуза разработали собственные программы стратегического развития, их задачи соответствуют задачам госпрограммы «Развитие образования» и «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», программы развития вузов взаимоувязаны со стратегиями социально-экономического развития регионов.
Вместе с тем проверка выявила системные недостатки:
- Не достигнут ряд целевых показателей деятельности университетов
«В Указе № 204 Президент поставил задачу по модернизации профессионального образования, в том числе за счет внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. Соответствующие показатели в программы вузов включены, но по итогам 2018 года оба вуза их не выполнили. Так, Владимирский университет только на 75% выполнил показатель по доле обучающихся по проектно-ориентированным образовательным программам. А, например, фактический показатель Ивановского университета по доле образовательных программ, реализуемых с применением дистанционных технологий, в 14,5 раз ниже планового», – сообщила на Коллегии заместитель Председателя Счетной палаты Галина Изотова.
Различия в показателях трудоустройства выпускников говорят о разном уровне эффективности работы вузов с представителями реального сектора экономики. Число трудоустроенных выпускников Ивановского университета в последние годы сокращается. «Если в 2016 году работу нашли 60% бывших студентов Ивановского университета, то в 2017 – уже 55%, что ниже порогового значения 70%, установленного Минобрнауки.», – уточнила Галина Изотова.
Трудоустройство выпускников Владимирского университета в эти годы стабильно составляло 80%. Вместе с тем, Минобрнауки России не учитывает данный показатель в своем мониторинге эффективности вузов, каждый вуз рассчитывает его значение по-своему. «В отличие от Владимирского университета, у Ивановского вуза нет ни одной кафедры, созданной на базе научных, промышленных и других организаций. Общественно-деловые объединения не привлечены к решению вопросов развития вуза, не создан попечительский совет, что может указывать на отсутствие заинтересованности региональных организаций в выпускниках Ивановского университета. Об этом же свидетельствует зачисление студентов на целевые места – если Владимирским вузом выбрано 73,3% квоты на целевое обучение, то Ивановским – только 50%», – отметила заместитель Председателя СП.
- Недостаточный уровень финансирования
Большую часть затрат вузов составляют расходы на заработную плату и налоги, при этом затраты на развитие и материально-техническую базу незначительны. «В 18 учебно-лабораторных зданиях и общежитиях Владимирского вуза капитальный ремонт не проводился более 35 лет, в том числе в 2 зданиях – более 100 лет. Не соблюдаются нормативные сроки капремонта общежитий. В Ивановском университете в ремонте нуждаются 10 тыс. кв. м общежитий (36% от общей площади), у Владимирского – 746 кв. м (1,5 % от общей площади общежитий)», – отметила Галина Изотова.
- Минобрнауки выделяет незначительные контрольные цифры приема по некоторым направлениям обучения вузов
Порой государственное задание на обучение студентов по некоторым направлениям подготовки может достигать 4-6 человек. «При отсутствии «платных» студентов реализация таких образовательных программ является заведомо убыточной, учитывая, что вуз не вправе отказаться от выполнения государственного задания, а оптимальное число студентов для выхода на рентабельность – 20-25 человек. В этой связи Счетная палата предлагает Минобрнауки России учитывать возможности организаций высшего образования по формированию учебных групп при распределении контрольных цифр приема», – отметила Галина Изотова.
- Слабость собственных исследований и разработок вузов, низкий уровень коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности
Ассигнования на научные исследования из федерального бюджета резко сократились. Для Владимирского вуза до 48,5 млн рублей в 2018 году против 56 млн руб. в 2016. Финансирование исследовательских работ ивановских коллег за это время упало более чем вдвое.
- Нарушения при реализации федеральной адресной инвестиционной программы
Ивановский университет принял и оплатил фактически невыполненные работы при строительстве и капитальном ремонте на общую сумму 5,6 млн рублей. По указанным нарушениям направлено обращение в Генеральную прокуратуру.
Таким образом, Ивановский и Владимирский университеты не достигли в 2016-2018 годах явного прогресса в модернизации профессионального образования. Основным фактором, сдерживающим развитие университетов, выступает ограниченность ресурсов для обновления и развития материально-технической базы, обеспечивающей их привлекательность на рынке образовательных услуг. Низкие темпы социально-экономического развития регионов не способствуют росту заинтересованности потенциальных работодателей в подготовке специалистов, что свою очередь продуцирует отток выпускников, молодых ученых и преподавателей вузов в более благоприятные с этой точки зрения регионы России.
На Коллегии присутствовал заместитель министра науки и высшего образования Сергей Кузьмин. Он заявил, что обозначенные проблемы будут решены. «Выявлены основные проблемы, которые, на мой взгляд, сейчас требуют решения. Министерство это делает в текущем году: мы меняем модель распределения контрольных цифр, с 2020 года средства на капитальный ремонт увеличатся с 3 млрд рублей до 17 млрд», – сообщил Сергей Кузьмин.