Приказом от 5 февраля 2019 года №37 Министерство транспорта России утвердили типовые условия на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных сооружений и информационную карту типовых условий контракта.
Безусловно, заключение контракта является конечной целью процедуры закупок и насколько качественным и законным будет типовой контракт Министерства транспорта, будут успешны и качественны выполняемые дорожные работы в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который нацелен на развитие сети автодорог и снижение количества дорожно–транспортных происшествий, погибших и пострадавших. Это при наших просторах и расстояниях касается каждого гражданина России, вся экономика государства сегодня «на колесе».
Напомним, на данный нацпроект предполагается потратить 4,8 трлн. бюджетных рублей, это народные деньги и их эффективное расходование важно для достижения целей проекта.
Указанный Приказ Минстроя, признан Министерством юстиции Российской Федерации законным и был зарегистрирован 5 июня 2019 года №54850 в качестве документа, имеющего силу юридического нормативно-правового акта с 17 июня 2019 года.
Из этого следует, что при наличии типового контракта государственные и муниципальные заказчики обязаны его применять при проведении закупок по процедурам федеральной контрактной системы. Единые требования к контрактам должны облегчить для подрядчиков принятие решения участия в закупках.
Между тем, при экспертизе типового контракта Минстроя выявлены нарушения действующего законодательства, которые не увидели юристы Минюста РФ, ограничивают конкуренцию при закупках и имеют признаки коррупции.
Итак, смотрим п.1.2 контракта, в варианте 2 прямо написано, что подрядчик берет на себя обязательства в зависимости от вида закупаемых работ обеспечить выполнение работ на объекте в соответствии со сметными расчетами стоимости работ по ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений.
Позвольте, но ст. 709 ГК РФ прямо определяет, что смета, это цена работы. Описание объекта закупки предусмотрено ст.33 федерального закона №44-ФЗ о контрактной системе закупок, в частности в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
В подряде это могут быть проектная документация, отдельные чертежи, дефектные ведомости и ведомости объемов работ, требования к качеству работ.
Но в сметах указываются виды работ, их объем и формируется цена работ.
Применение смет дает простор для заказчиков трактовать по своему усмотрению требования к объекту в зависимости от лояльности подрядчика. Безусловно, применение смет имеет признаки коррупции на уровне бизнеса малого и среднего предпринимательства, в виду невысоких цен контрактов. Как известно, малый бизнес не защищен и с него легко получать взятки.
Почему нарушения законодательства не были замечены в Министерстве юстиции России, оставим им этот вопрос и не будем на это тратить наше время.
Обратимся дальше к типовому контракту, вкратце укажем еще некоторые аспекты, которые два министерства забыли в типовом контракте:
- Банковское сопровождение, его применение: право заказчика, министерства не имели полномочий ущемлять права на применение данной меры в конкретных контрактах. Банковское сопровождение дает дополнительный контроль за исполнением контрактов;
- Привлечение экспертов при приемке работ не допускается. Оба министерства не хотят видеть третьих лиц, профессионалов в своих делах при реализации государственных контрактов;
- Не решен вопрос перехода собственности на объекты, на предоставление участков в производство работ и требования безопасности, охраны имущества.
Это некоторые основные положения контракта, которые очень существенны и их применение в частности смет или не применение перечисленных, ведет к коррупции, нарушению качества работ, подписания актов невыполненных работ.
Узаконенная министерствами коррупция в типовом контракте будет препятствием к реализации национально проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Безусловно, Министерству транспорта РФ и Министерству юстиции РФ нужно отменить данный Приказ и разработать новый, с качественной антикоррупционной экспертизой, общественным обсуждением в советах, общественных организациях, среди граждан публично в сети интернет, отраслевом сообществе.
Новый типовой контракт должен приводить к обеспечению потребительских свойств автодорог, бюджетной эффективности, безопасности дорожного движения, не быть коррупционным и нацелен на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Алексей Савоськин