Основные препятствия для участия компаний из стран-членов ЕАЭС в закупках российских госзаказчиков предполагается устранить в 2022-2023 годах, заявил в интервью “Интерфаксу” заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров.
“Основная проблема, ограничивающая доступ поставщиков из стран ЕАЭС к госзакупкам, связана с взаимным признанием электронной цифровой подписи (ЭЦП) для целей госзакупок на условиях национального режима, – сказал Лавров. – Предполагается, что до конца 2023 года будут разработаны и приняты правила взаимного признания ЭЦП в части проверки подлинности иностранной ЭЦП для целей участия в закупках, признания ее легитимности для осуществления подписания электронных документов”.
При этом он отметил, что в настоящее время нерезиденты не могут получить и использовать ЭЦП, необходимую для участия в закупках российских госзаказчиков. То есть, для участия в госзакупках поставщикам из стран ЕАЭС необходимо создавать свои представительства или дочерние компании в РФ.
По словам Лаврова, для решения этой проблемы прорабатываются изменения в Договор о ЕАЭС, предусматривающие наделение ЕЭК полномочиями по утверждению правил взаимного признания ЭЦП. “Проект этого документа предварительно рассмотрен государствами-членами ЕАЭС, одобрен ЕЭК и находится на этапе внутригосударственного согласования”, – добавил заместитель министра финансов РФ.
Еще одним “узким местом” для участия поставщиков из стран ЕАЭС в закупках российских госзаказчиков Лавров назвал проблему взаимного признания банковских гарантий в рамках госзакупок. По его словам, сейчас отсутствуют возможности принятия заказчиком банковских гарантий участников закупок из государств-членов ЕАЭС для целей обеспечения заявок, исполнения контрактов.
“Такая ситуация признана Евразийской экономической комиссией ограничением в сфере госзакупок для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС, – отметил Лавров. – Для его устранения предполагается подготовить и подписать соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок. Проект этого документа находится в высокой степени готовности – в мае он был одобрен коллегией ЕЭК и направлен на внутригосударственное согласование”.
Также Лавров рассказал, что сейчас разрабатывается комплекс мер по полноценной цифровизации госзакупок в государствах-членах ЕАЭС. Речь идет о том, чтобы дополнить Договор о ЕАЭС положениями, обязывающими проводить конкурентные закупочные процедуры и заключать контракты по их результатам в электронном формате. Также предполагается увеличить число способов закупок в электронном виде – например, за счет тех же “электронных магазинов”.
Кроме того, планируется усовершенствовать порядок установления государствами-членами ЕАЭС изъятий из национального режима в сфере госзакупок.
“Действующая редакция Договора о ЕАЭС предусматривает, что каждый участник ЕАЭС самостоятельно устанавливает изъятия из национального режима на срок не более двух лет, – сказал Лавров. – При принятии актов об установлении изъятий из нацрежима государства-члены информируют об этом ЕЭК и другие государства-члены. Теперь же предполагается установить закрытый перечень исключительных случаев введения изъятий из национального режима и расширить перечень сведений об их обосновании”.