Заказчик заключил госконтракт на оказание автотранспортных услуг. Организация-заказчика осуществляет контрольно-надзорные функции и ежедневно осуществляет служебные поездки на автотранспорте исполнителя. Свободных лимитов для того, чтобы провести новую закупку, до того времени, пока будет расторгнут контракт, у организации нет. Высвобождение лимитов возможно только через расторжение контракта, однако до заключения нового контракта пройдет почти месяц (учитывая все сроки закупочной процедуры). Сотрудники не могут обходиться без машин почти месяц. Кроме того, контракт заключен в сентябре 2022 года со сроком исполнения с 01.01.2023 по 20.12.2023 по ценам, действующим на момент расчета НМЦК и заключения контракта. В настоящий момент цена на автотранспортные услуги существенно выше, то есть у заказчика не хватит лимитов, высвобожденных в результате расторжения контракта, на заключение контракта на весь необходимый срок (до 26.12.2023).
Может ли заказчик отказаться от расторжения госконтракта по соглашению сторон и потребовать от исполнителя исполнить все взятые на себя обязательства?
Исполнитель в случае заключения с организацией контракта на год берет на себя все риски, связанные с исполнением контракта.
Почему заказчик должен принимать во внимание принятое решение о ликвидации индивидуального предпринимателя и регистрации нового юридического лица (выдержка из письма исполнителя заказчику)?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации заказчик не обязан подписывать соглашение о расторжении контракта. Государственная регистрация прекращения деятельности контрагента в качестве ИП не является основанием для прекращения контракта. Контрагент обязан исполнять обязательства, предусмотренные контрактом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом этих обязательств дает заказчику право отказаться от исполнения контракта или потребовать его расторжения в судебном порядке.
Обоснование вывода:
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) участником закупки (за некоторыми исключениями) может быть, в частности, любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (далее также – ИП).
По общему правилу, предусмотренному ст. 309 ГК РФ, на нормах которого основывается и Закон N 44-ФЗ (смотрите ч. 1 ст. 2 этого Закона), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Это правило применяется и к обязательствам, возникшим из договоров (п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 307.1 ГК РФ).
Контракт, заключенный в соответствии с Законом N 44-ФЗ, как и любой гражданско-правовой договор, прекращается по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (п. 1 ст. 407 ГК РФ). К таким основаниям закон относит, например, надлежащее исполнение обязательств (п. 1 ст. 408 ГК РФ), смерть гражданина, являющегося стороной договора, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника (ст. 418 ГК РФ). Однако такого основания для прекращения контракта, как государственная регистрация прекращения деятельности контрагента в качестве ИП, закон не предусматривает. Утрата контрагентом статуса ИП не влечет изменения стороны контракта (ею остается то же самое физическое лицо) и не приводит к невозможности дальнейшего выполнения им условий контракта. В связи с этим государственная регистрация прекращения деятельности контрагента в качестве ИП сама по себе никак не влияет на взаимные обязательства, возникшие у заказчика и гражданина из контракта, заключенного ими на основании Закона N 44-ФЗ. Независимо от такой регистрации указанный контракт продолжает действовать, и предусмотренные им обязательства должны исполняться надлежащим образом. По правовым последствиям государственная регистрация прекращения деятельности контрагента в качестве ИП не может быть приравнена к ликвидации юридического лица (ст. 419 ГК РФ) и не влечет прекращения обязательства невозможностью исполнения (ст. 416 ГК РФ) (смотрите также постановления Восьмого ААС от 14.08.2008 N 08АП-3256/2008, Президиума Алтайского краевого суда от 25.01.2011 N 44г-5).
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Факт утраты гражданином статуса ИП не отнесен законодательством к числу обстоятельств, наступление которых требует прекращения договорных отношений с указанным гражданином. Разумеется, формально контракт может быть в любой момент расторгнут по соглашению сторон без дополнительных обоснований (письма Минэкономразвития РФ от 10.02.2015 N Д28и-175, от 29.01.2015 N Д28и-186, от 18.12.2014 N Д28И-2834, от 11.12.2014 N Д28и-2815). Однако обязанности подписать соответствующее соглашение при описанных в вопросе обстоятельствах у заказчика не возникает. Требовать от заказчика расторжения контракта контрагент не вправе. Факт обращения контрагента к заказчику с просьбой о расторжении контракта никак не влияет на права и обязанности заказчика. В связи с таким обращением у заказчика не возникает даже обязанности рассматривать указанное обращение контрагента. Более того, даже существенное нарушение контрагентом условий контракта не является основанием для возникновения у заказчика обязанности принять решение об отказе от исполнения контракта. Напротив, заказчик вправе требовать от контрагента надлежащего исполнения предусмотренных контрактом обязательств. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение этих обязательств является основанием для обращения заказчика в суд с требованием о расторжении контракта либо, если такая возможность предусмотрена контрактом, для отказа от исполнения контракта. В связи с этим напомним, что информация о контрагентах, не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами, включается в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ). Как следует из ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, к контрагентам, не исполнившим или ненадлежащим образом исполнившим обязательства по контрактам, относятся, во-первых, лица, от исполнения контракта с которыми заказчик отказался в одностороннем порядке в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрагентом предусмотренных контрактом обязательств, т.е. на основании ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (смотрите также ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ), во-вторых, лица, с которыми контракт расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением контрагентом условий контракта (смотрите также ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ), и, наконец, в-третьих, лица, необоснованно отказавшиеся в одностороннем порядке от исполнения контракта (смотрите также ч. 22.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Александров Алексей