Предупреждение коррупции в отношении членов парламента, судей и прокуроров в России

Предупреждение коррупции в отношении членов парламента, судей и прокуроров в России

Генеральная прокуратура представила доклад Группы государств против коррупции (ГРЕКО) о выполнении Российской Федерацией рекомендаций четвертого оценочного раунда. Этот раунд оценки ГРЕКО посвящен теме «Предупреждение коррупции в отношении членов парламента, судей и прокуроров».

Напомним, в декабре 2019 г. в г. Страсбурге состоялось 84-е пленарное заседание Группы государств против коррупции, на котором рассмотрен доклад о выполнении Российской Федерацией рекомендаций четвертого оценочного раунда, посвященного предупреждению коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров.

Смотрим: Доклад ГРЕКО о выполнении Российской Федерацией рекомендаций четвертого оценочного раунда по теме «Предупреждение коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров».

ГРЕКО пришла к выводу, что Российская Федерация удовлетворительным образом выполнила или приняла удовлетворительные меры по девяти из двадцати двух рекомендаций, содержащихся в Оценочном докладе Четвертого раунда.

Девять рекомендаций выполнены частично, а четыре рекомендации не выполнены.

Члены парламента

ГРЕКО отмечает, что достигнут некоторый прогресс. По-прежнему сохраняется необходимость в повышении уровня прозрачности законодательного процесса, поскольку общественное обсуждение законопроектов становится общим правилом, а не альтернативой, зависящей от ряда требований.

ГРЕКО отмечает, что Государственная Дума и Совет Федерации приняли кодексы этики, хотя в них не учтены некоторые важные вопросы (контакты с третьими лицами, ограничения после прекращения полномочий).

ГРЕКО отмечает, что Государственная Дума приняла памятку о требованиях к депутатам сообщать о подарках, в том числе в натуральной форме, полученных от третьих сторон, и Совет Федерации также принял такую памятку, хотя они и нуждаются в дальнейшей доработке. Она также отмечает, что правила публикации деклараций о доходах находятся в процессе внесения изменений, с тем чтобы раскрыть источники доходов парламентариев (а не только общий годовой доход, как сейчас); однако законопроект о поправках не охватывает некоторые виды доходов, такие как дивиденды и инвестиции.

Что касается контроля за сведениями о доходах, полномочия компетентных парламентских комиссий по проведению проверки должны быть расширены, но, поскольку это не внешний контроль, пока неясно, будут ли они в полной мере использовать эти полномочия и будет ли такой контроль эффективным, учитывая их предыдущую практику непринятия мер в ответ на сообщения, требующие проведения дополнительных проверок.

Более того, исполнительная власть все еще имеет возможность инициировать проведение собственной проверки сведений о доходах депутатов, что по-прежнему вызывает обеспокоенность в плане разделения властей.

Наконец, в Государственной Думе и Совете Федерации организовано обучение по вопросам предупреждения коррупции, но необходимы дальнейшие меры для того, чтобы все парламентарии прошли надлежащую подготовку. В целом, чтобы полностью выполнить рекомендации, касающиеся депутатов, требуется предпринять еще ряд мер.

Судьи

ГРЕКО отмечает определенные шаги по выполнению ряда рекомендаций, при этом многие конкретные результаты еще не достигнуты.

Что касается кадрового отбора, были предприняты некоторые инициативы для установления критериев честности и для перехода к пожизненному сроку пребывания в должности мировых судей.

Разработано руководство для прояснения ситуаций, когда судьям вручаются подарки, которые могут мешать выполнению ими судебных функций. Кроме того, были предложены поправки к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, позволяющие обжаловать отказ в удовлетворении ходатайства об отводе судей в ответ на озабоченность, выраженную ГРЕКО.

Что касается сведений о доходах, было предложено включить источники доходов в опубликованные декларации о доходах.

С другой стороны, ГРЕКО сожалеет о том, что Совет судей решил не включать в Кодекс судебной этики соответствующие положения о беспристрастности и честности судей (о близких родственниках, заинтересованных в судебном разбирательстве; о действиях, которые могут привести к конфликту интересов; о личных отношениях с участниками процесса), в частности потому, что, по мнению Совета судей, они повторяют положения закона.

ГРЕКО вновь подчеркивает, что целью кодекса судейской этики является не просто повторение закона, а его разъяснение на примере реальных ситуаций, с которыми судьи могут столкнуться при исполнении ими своих повседневных обязанностей.

Более того, в отличие от властей, ГРЕКО продолжает считать, что следует пересмотреть правила об иммунитете, чтобы неприкосновенность судей была строго ограничена функциональным иммунитетом; в настоящее время для того, чтобы начать любое уголовное расследование и уголовное преследование в отношении судей, необходимо получить согласие квалификационной коллегии судей.

В отношении подготовки были предприняты дальнейшие меры, в частности, для обучения мировых судей, реализацию которых следует продолжить. Что касается консультирования следует отметить, что организовано проведение конфиденциального консультирования.

В целом, ГРЕКО призывает власти к продолжению усилий по выполнению рекомендаций, касающихся судей.

Прокуроры

В решении вопросов, касающихся прокуроров, наблюдается некоторый прогресс. Процедура приема на работу, позволяющая внешним кандидатам поступить на работу в прокуратуру, стала более прозрачной.

Разработано практическое руководство об обязанности прокуроров сообщать о полученных от третьих сторон подарках, в том числе в натуральной форме. Кроме того, в курс подготовки без отрыва от работы на более системной основе включены темы, связанные с предотвращением коррупции.

Тем не менее, в ряде областей необходимо добиваться дальнейшего прогресса.

Во-первых, в том, что касается защиты распределения дел от неправомерного влияния, были установлены только общие критерии.

Относительно дисциплинарного производства в качестве позитивного момента можно отметить повышение прозрачности, но необходимо уделить внимание еще одному аспекту, который заключается в том, чтобы дисциплинарное производство не зависело напрямую от непосредственной системы служебной подчиненности и органа, в котором работает данный прокурор.

Дополнительная информация о мерах, принятых в целях выполнения оставшихся рекомендаций, ожидается Секретариатом ГРЕКО от российских властей до конца июня 2021 года.

 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...