К сожалению, мы не можем однозначно ответить на данный вопрос. Объясним подробнее.
Согласно ч. 6 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.
Указанной нормой не установлено каких-либо ограничений в части такой перемены, равно как и не установлено порядка перемены лица на стороне заказчика.
Однако, как буквально следует из ч. 6 ст. 95 Законом N 44-ФЗ, это нормой предусмотрена возможность замены заказчика с переходом к новому заказчику всех прав, предусмотренных контрактом. Как указано в разъяснениях Минфина России по вопросу применения положений ч. 6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, при перемене заказчика все его права и обязанности, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику; права и обязанности переходят к новому заказчику в полном объеме (письма от 29.09.2020 N 24-03-06/85042, от 08.07.2020 N 24-03-08/59199, от 21.09.2017 N 24-03-07/61148 и от 21.09.2017 N 24-03-07/61198). Аналогичной позиции придерживаются представители Минэкономразвития России (письма от 16.12.2016 N Д28и-3526, от 22.06.2016 N Д28и-1697).
Такой же позиции придерживаются суды (постановления АС Северо-Кавказского округа от 19.03.2018 N Ф08-1168/18 по делу N А15-4775/2016, Пятого ААС от 19.03.2019 N 05АП-190/19, Второго ААС от 21.05.2018 N 02АП-2200/18, АС Уральского округа от 21.06.2019 N Ф09-3568/19 по делу N А60-54594/2018). При этом необходимо учитывать, что в случае перемены к новому заказчику переходят не только права и обязанности, предусмотренные контрактом, но сопутствующая исполнению контракта обязанность размещать в ЕИС информацию о нем (решение УФАС по Республике Марий Эл от 30.12.2016 N 02-02/45-16, постановление Первого ААС от 22.08.2017 N 01АП-5371/17), а также право требовать уплаты неустойки (постановление АС Северо-Западного округа от 14.09.2018 N Ф07-9572/18 по делу N А56-74945/2017, постановление Пятого ААС от 19.03.2019 N 05АП-190/19).
Возможность уступки части прав заказчика иному лицу, в частности, прав заказчика, касающихся гарантийных обязательств, Законом N 44-ФЗ не предусмотрена. Иными словами, по смыслу Закона N 44-ФЗ права и обязанности, предусмотренные контрактом, по умолчанию исполняются заказчиком лично. При этом очевидно, что в случае перемены заказчика по контракту к новому заказчику перейдут в том числе и права/обязанности, связанные с исполнением гарантийных обязательств.
Однако несмотря на существующую возможность перемены заказчика по контракту, не исключено, что в данной ситуации такая передача прав и обязанностей применительно к фактически исполненному контракту (за исключением гарантийных обязательств) вызовет затруднения или будет в принципе невозможна.
Дело в том, что для осуществления прав и обязанностей заказчика иным лицом – новым заказчиком, в частности для размещения информации в ЕИС, потребуется осуществить перенос сведений о контракте в личный кабинет нового заказчика, т.е. формально необходима перерегистрация контракта на нового заказчика (письма Минэкономразвития России от 21.12.2015 N Д28и-3709, от 07.10.2015 N Д28и-3024, от 07.09.2016 N Д28и-2279). При этом не исключено, что в отсутствие необходимых полномочий у нового заказчика размещение в ЕИС информации об исполнении контракта окажется невозможным (решение УФАС по Краснодарскому краю от 13.08.2021 N ВП-256/2021). Возможна ли подобная перерегистрация контракта в ЕИС применительно к рассматриваемой ситуации, мы не знаем.
Также необходимо учитывать, что при отсутствии в контракте условия о возможности передачи заказчиком своих прав и обязанностей по нему в случае перемены заказчика во избежание споров потребуется получить согласие контрагента на такую замену (п. 2 ст. 391 ГК РФ, Энциклопедия решений. Перемена лиц по контракту по Закону N 44-ФЗ).
При этом важно помнить, что передача государственным или муниципальным заказчиком своих прав и обязанностей по контракту, безусловно, должна осуществляться с учетом требований бюджетного законодательств.
К сожалению, практики и официальных разъяснений по данному вопросу мы не обнаружили.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Верхова Надежда