Правительство Москвы направило в Минфин РФ предложение об увеличении возможного порога госзакупок только у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО) до 50 млн рублей с 20 млн рублей в настоящее время, заявил руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике Иван Щербаков в ходе Московского финансового форума.
“Предлагаем установить планку закупок исключительно у СМП на уровне 50 млн рублей, – сказал Щербаков. – Это по-прежнему будет не обязанностью, а правом заказчика”.
При этом Щербаков отметил, что в текущем году Москва реализовала свое право по ценовому порогу закупок у малого бизнеса. Теперь в Москве в закупках объемом до 20 млн рублей могут принимать участие только СМП и СОНКО. По его словам, в текущем году было проведено 9,9 тыс. закупок с начальной (максимальной) ценой контракта от 3 до 20 млн рублей, в которых принимал участие только малый бизнес. По результатам этих закупок были заключены контракты на 76,2 млрд рублей.
Щербаков уточил, что это и другие предложения правительства Москвы в части развития госзакупок были направлены регулятору.
Помимо предложения о повышении ценового порога закупок, в которых может принимать участие только малый бизнес, Москва предлагает еще ряд нововведений. В их числе увеличение порога цены для закупок малого объема (ЗМО) до 1 млн рублей с 600 тыс. рублей в настоящее время – причем при сохранении доли таких закупок в годовом общем объеме закупок заказчика.
Также правительство Москвы предлагает сократить срок заключения контрактов по результатам закупок, проведенных в электронной форме, до 5 дней с 10 в настоящее время.
В свою очередь заместитель министра финансов Алексей Лавров отметил, что два последних предложения правительства Москвы пока реализовать проблематично.
“Если бы мы могли, то уже давно установили бы срок заключения контракта в 5 дней, – сказал Лавров. – Но мы работаем в рамках ЕАЭС, а там прописано 10 дней – и на бумаге. Более того, без взаимного признания странами ЕАЭС электронной цифровой подписи (ЭЦП) для целей госзакупок на условиях национального режима такая норма работать не будет”.
Ранее в интервью “Интерфаксу” Лавров отмечал, что до конца 2023 года, как предполагается, будут разработаны и приняты правила взаимного признания ЭЦП в части проверки подлинности иностранной ЭЦП для целей участия в закупках, признания ее легитимности для осуществления подписания электронных документов.
В настоящее время нерезиденты не могут получить и использовать ЭЦП, необходимую для участия в закупках российских госзаказчиков. То есть, для участия в госзакупках поставщикам из стран ЕАЭС необходимо создавать свои представительства или дочерние компании в РФ.
По словам Лаврова, для решения этой проблемы прорабатываются изменения в Договор о ЕАЭС, предусматривающие наделение ЕЭК полномочиями по утверждению правил взаимного признания ЭЦП. “Проект этого документа предварительно рассмотрен государствами-членами ЕАЭС, одобрен ЕЭК и находится на этапе внутригосударственного согласования”, – уточнял заместитель министра финансов РФ.
По утверждению Лаврова, изменение норм по ЗМО также ограничивается Договором о ЕАЭС. По его словам, прежде такие закупки во всех странах ЕАЭС признавались неконтролируемыми и все подписались, что с ними будут бороться (т.е. – ограничивать). В настоящее время такие закупки преимущественно проводятся в электронной форме в так называемых электронных магазинах. Они формально считаются неконкурентными (закупками у едпоставщика), но фактически, по оценке Минфина, являются конкурентными.
По мнению заместителя министра финансов, ограничения по направлению ЗМО надо снимать.
ИНТЕРФАКС