“Минскметрострой”, построивший участок московского метро от «Солнцево» до «Рассказовки», попросил ФАС возбудить в отношении городской компании «Мосинжпроект» дело о нарушении антимонопольного законодательства, сообщили «Ведомости».
По мнению «Минскметростроя», «Мосинжпроект» заключил с компаниями, строившими метро, антиконкурентное соглашение, что позволило ему занять доминирующее положение при строительстве объекта, а других подрядчиков поставило на грань банкротства.
Власти создали «Мосинжпроект» под ключевые проекты города. Акции общества принадлежат правительству Москвы. В жалобе «Минскметростроя» говорится, что перед началом новой программы строительства метро «Мосинжпроект» создал несколько совместных предприятий с одинаковой структурой. Это позволило компании беспрепятственно распределять работы между подрядчиками по собственному усмотрению, считает «Минскметрострой».
Соглашение, о котором идёт речь, заключили в 2013 году, когда «Мосинжпроект» выиграл тендер Московского метрополитена на 573 млрд руб. Единственный лот объединял строительство всех станций, включённых в программу развития городского метро до 2020 года. «Минскметрострой» обратил внимание: в конкурсе не смогли принять участие другие участники рыка, поскольку никто не мог соответствовать заявленным критериям. Пресс-служба «Мосинжпроекта» возразила: строительство метро – это сложный, затратный и трудоёмкий процесс, финансирование огромное, следовательно, требования к претендентам – предоставить обеспечение в 10% контракта и иметь годовой оборот в 40 млрд руб. – не являются чрезмерными, им соответствовали несколько компаний, которые работали на рынке Москвы.
«Мосинжпроект» контролирует весь рынок метростроения, констатирует первый заместитель гендиректора «Минскметростроя» Эдуард Жуков. Линия от «Солнцево» до «Рассказовки» открылась в 2019 г., но еще в 2017 г. начались задержки с оплатой выполненных работ, жалуется Жуков: «Мосинжпроект» под разными предлогами не принимал их и, соответственно, не платил. У подрядчика появилась задолженность перед контрагентами, а еще «Мосинжпроект» со своей стороны признал невыполненными часть оплаченных работ и теперь требует в судах погасить задолженность в 1,5 млрд руб., продолжает Жуков. И “Минскметрострою” стало невозможно работать дальше на этом рынке: если в пик строительства в компании было около 1000 человек, то сегодня осталось не больше двух десятков, говорит он.
«Минскметрострой» также информировал ФАС, что «Мосинжпроект» перераспределял заказы в пользу своей «дочки» – «МИП-строй № 1». Эта компания создана в 2014 г., ее выручка в 2018 г., по данным СПАРК, – около 57 млрд руб. Все контракты на сумму от 2 млрд до 38 млрд руб. заключались с использованием способа закупки у единственного поставщика «МИП-строй № 1», указывает Жуков.
Победа «Мосинжпроекта» в таком крупном тендере не нарушение, заявляют эксперты, кроме того, истек срок давности – три года. Но распределение «Мосинжпроектом» субподрядов в пользу аффилированных лиц действительно может свидетельствовать о наличии антиконкурентного соглашения – для квалификации такого соглашения ФАС нужны более серьезные доказательства, считает эксперт.