Учреждение осуществляло закупку через “электронный магазин” (Закон N 44-ФЗ). Выбранному контрагенту был направлен проект контракта, однако он в ответ направил заказчику протокол разногласий, в котором отозвал свое предложение. Считается ли такой участник уклонившимся от заключения контракта? Нужно ли информацию о нем направлять в ФАС?
По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:
При описанных обстоятельствах у заказчика не возникает обязанности направлять информацию о контрагенте в ФАС для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Обоснование позиции:
Случаи, когда заказчик обязан направить информацию в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – РНП), перечислены в ч. 2 ст. 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ). Одним из таких случаев является уклонение участника закупки от заключения контракта.
По смыслу положений Закона N 44-ФЗ (п. 1 ч. 6 ст. 51 указанного закона) под участниками, уклонившимися от заключения контракта, понимаются исключительно лица, не выполнившие требования, предусмотренные чч. 3 и 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ (за некоторыми исключениями). Иными словами, уклонение от заключения контракта возможно лишь по результатам проведения конкурентной процедуры определения контрагента. К последним в силу ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ относятся конкурсы, аукционы и запрос котировок в электронной форме.
Закупки у единственного контрагента (за исключением закупки, осуществляемой в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) конкурентными не являются, а контракты с единственными контрагентами заключаются без учета правил, предусмотренных ст. 51 Закона N 44-ФЗ. Это относится и к так называемым закупкам “малого объема”, осуществляемым с использованием электронного магазина. Несмотря на то, что фактически использование “электронных магазинов” в ряде случаев позволяет заказчику выбрать лучшее ценовое предложение из нескольких, указанный способ закупки не может считаться конкурентным применительно к положениям ст. 24 Закона N 44-ФЗ. Порядок осуществления таких закупок законодательством о контрактной системе не регулируется, порядок действий заказчика по результатам закупок в электронном магазине также не установлен (смотрите, например, постановление Двадцатого ААС от 14 сентября 2020 г. N 20АП-4162/20 по делу N А54-11026/2019, решение УФАС по Новосибирской области от 4 декабря 2020 г. N 054/06/33-2327/2020, постановление УФАС по Краснодарскому краю от 11 августа 2020 г. N 023/04/7.30-2567/2020). Более того, ни положениями ст. 93 Закона N 44-ФЗ, ни иными нормами данного закона не предусмотрена обязанность заказчика осуществлять закупки малого объема посредством электронного магазина. Аналогичной позиции придерживаются представители ФАС России (письмо Федеральной антимонопольной службы от 27.01.2020 N МЕ/4930/20). Поэтому в случае неправомерного отказа контрагента от заключения с заказчиком контракта через “электронный магазин” не могут применяться предусмотренные ст. 51 Закона N 44-ФЗ для случаев уклонения от заключения контракта правовые последствия. В частности, в этом случае у заказчика не возникает обязанности направлять информацию о таком контрагенте в антимонопольный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Действительно, в правовых актах органов власти и органов местного самоуправления можно обнаружить упоминания о последствиях уклонения контрагента от заключения контракта через “электронный магазин” (смотрите, например, п. 13.1 Регламента, утвержденного распоряжением Комитета по конкурентной политике Московской области от 22 июля 2020 г. N 30-01-35/20, п. 8.5 Регламента, утвержденного постановлением администрации Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1 декабря 2020 г. N 2467). Однако последствия такого уклонения, предусмотренные указанными актами, как правило, либо не определяются, либо связаны с блокировкой поставщика в “электронном магазине” на определенный срок.
Правоприменительной практики, где бы рассматривались аналогичные вопросы, мы не обнаружили.
Система ГАРАНТ