При проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата к поставке требуется: Натрия Хлорид раствор для инфузий 600 мл. Один из участников закупки направил предложение: Натрия хлорид раствор для инфузий 300 мл, в кратном количестве. Данная заявка была отклонена заказчиком на основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ. Согласно подп. “в” п. 5 постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 при описании объекта закупки не допускается указывать объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением раствора для инфузий. Правомерно ли отклонение заявки в данном случае?
По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:
В описанной в вопросе ситуации заказчик был обязан принять решение об отклонении заявки в связи с тем, что в заявке была указана информация о первичной упаковке предлагаемого товара не в соответствии с требованиями извещения.
Обоснование позиции:
Исходя из требований ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), заявка на участие в электронном аукционе должна содержать информацию и документы, предусмотренные подп. “м”-“п” п. 1, подп. “а”-“в” п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ. В частности, указанная заявка должна содержать характеристики предлагаемого участником товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) (подп. “а” п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). При этом в силу п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона N 44-ФЗ указанная информация может не включаться в заявку, если заказчик указал в описании объекта закупки товарный знак и участник предлагает товар, в том числе поставляемый при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенный таким товарным знаком.
В то же время требования непосредственно к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению указываются заказчиком в извещении об осуществлении закупки (далее – извещение) (п. 11 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ). Как следует из подп. “а” п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона N 44-ФЗ, на стадии рассмотрения заявок и подведения итогов электронного аукциона комиссия по осуществлению закупок принимает решение в отношении каждой заявки на участие в закупке о признании заявки соответствующей извещению об осуществлении закупки либо об отклонении заявки.
Основания для отклонения заявок при проведении электронного аукциона перечислены в пп. 1-8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ. В частности, в соответствии с п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ) участником оператору электронной площадки в заявке информации и документов, предусмотренных извещением (за исключением информации и документов, предусмотренных пп. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении.
Таким образом, заказчик обязан отклонить заявку участника в соответствии с п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ в случае несоответствия предоставленной участником заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным в извещении. В этом случае наличие оснований для отклонения заявки зависит от формулировок, используемых в извещении об осуществлении закупки, а также в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению.
Отметим, что, действительно, согласно подп. “в” п. 5, п. 6 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2017 г. N 1380) при описании объекта закупки заказчик вправе указывать требуемый объем растворов для инфузий, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты (смотрите, например, решение УФАС по Приморскому краю от 26 июля 2023 г. N 025/06/49-967/2023, решение УФАС по Московской области от 9 февраля 2022 г. N 50/06/3673эп/22). Поэтому, с нашей точки зрения, в описанной в вопросе ситуации заказчик был обязан принять решение об отклонении заявки в связи с тем, что направленная участником заявка не соответствует требованиям, установленным в извещении, так как в заявке указана информация о первичной упаковке предлагаемого товара не в соответствии с требованиями извещения (смотрите, например, решение УФАС по Магаданской области от 18 апреля 2023 г. N 049/06/49-63/2023, решение УФАС по Республике Бурятия от 14 марта 2022 г. N 003/06/48-140/2022, решение УФАС по Тюменской области от 26 июня 2023 г. N 072/06/44/107/2023, решение УФАС по Кировской области от 1 марта 2022 г. N 043/06/105-143/2022, решение УФАС по Московской области от 26 сентября 2022 г. N 050/06/105-34732/2022, решение УФАС по Хабаровскому краю от 24 октября 2022 г. N 7-1/266, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 17 октября 2022 г. N 44-3513/22, решение УФАС по Ульяновской области от 14 сентября 2022 г. N 073/06/106-473/2022, решение УФАС по Москве от 17 июня 2022 г. N 077/06/106-9187/2022, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 3 апреля 2023 г. N 44-1131/23).
К сожалению, судебной практики и официальных разъяснений по данному вопросу мы не обнаружили.
Изложенная позиция является исключительно нашим экспертным мнением. Окончательный вывод по этому вопросу в спорной ситуации может сделать только суд с учетом фактических обстоятельств.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Тимошенко Валерий