Кассация поддержала позицию нижестоящих судов и пришла к выводу, что установление в конкурсной документации показателя об оценке квалификации участника, позволяющей выполнить тестовое задание по предмету закупки, правомерно и не противоречит законодательству о закупках.
Суд отметил, что заказчик установил подобный критерий с целью отбора самых квалифицированных исполнителей и проявил тем самым должную осмотрительность. При этом спорные требования предъявлялись ко всем участникам и не препятствовали их доступу к закупке.
Обстоятельства дела
УФАС выявило в действиях Заказчика нарушение п. 13 и 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что действия Заказчика по установлению порядка оценки показателя «наличие у участника квалификации, позволяющей выполнить тестовое задание, связанное с предметом закупки» не дают выявить лучшее предложение об условиях исполнения договора. Это ограничивает количество потенциальных участников и противоречит положениям Закона № 223-ФЗ.
Учреждение обратилось в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций не согласились с антимонопольным органом и отменили решение.
УФАС подало кассационную жалобу.
Решение кассации и его обоснование
Кассация оставила в силе решения нижестоящих судов, отметив, что:
- заказчики вправе сформировать систему закупок в зависимости от особенностей своей деятельности, установив дополнительные требования к участникам по выявлению лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков, качества и надежности;
- наличие у участника квалификации, позволяющей выполнить связанное с предметом закупки тестовое задание, используется Заказчиком повсеместно для выявления самых квалифицированных исполнителей. Задание связано с предметом договора и показывает возможность участника осуществлять техническую поддержку сайтов, уровень владения языком программирования и другими технологиями;
- заказчик действовал в соответствии с Законом № 223-ФЗ и проявил должную осмотрительность при выборе контрагента. Ограничение одних критериев оценки и навязывание заказчику других нарушает Закон № 223-ФЗ, противоречит его целям и принципам (ст. 1 и 3), то есть ограничивает в выборе благонадежных исполнителей;
- требования к участникам закупки могут рассматриваться как нарушающие законодательство, если антимонопольный орган докажет, что это условие включено в документацию специально для победы конкретного хозсубъекта, а формирование условий закупки не соответствует целям и потребностям проводимых процедур. В настоящем деле такие доказательства УФАС не представлены. В закупке отсутствуют различные требования к ее участникам.
Документ: Постановление АС Московского округа от 12.12.2023 № Ф05-26860/2023по делу № А40-34783/2023
источник: cljournal.ru.