В соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 ФЗ № 223 Правительство РФ вправе определить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.
При осуществлении закупки у субъектов МСП срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего бизнеса, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).
Закупочные процедуры в зависимости от круга лиц, среди которых они проводятся, можно разделить на 2 группы:
→ среди всех участников рынка (согласно ФЗ № 223);
→ среди субъектов МСП (согласно ФЗ № 223, Постановлению Правительства РФ № 1352).
На практике возникает немало спорных моментов, касающихся оплаты ТРУ, при проведении закупок, участниками которых могут быть все участники рынка (в т.ч. субъекты малого и среднего бизнеса). По данному вопросу у контролирующих органов нет единой позиции: часть из них считает, что заказчик всегда должен предоставлять приоритет по оплате ТРУ субъектам МСП, другие придерживаются мнения, что такие послабления при осуществлении процедур1 организатор торгов не обязан предусматривать в условиях закупочной процедуры.
Рассмотрим примеры из практики.
Закупка на общих условиях
Закупка на общих условиях не предусматривает оговорок «для субъектов МСП», она проводится исходя из потребностей заказчика с учетом тех условий, (в т.ч. оплаты) которые удобны и выгодны организатору процедур.
-
Примеры из практики
Решение Владимирского УФАС России от 09 февраля 2021 года № 03/648-нсс
Требования пункта 14.3 Постановления Правительства РФ № 1352 распространяются на закупки, которые проводятся отдельными заказчиками в рамках исполнения обязанности осуществить закупки у субъектов МСП в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ. Комиссией УФАС установлено, что в данном случае запрос предложений не устанавливал какие-либо ограничения в отношении участников закупки, следовательно, участники, относящиеся к субъектам МСП, должны были принимать участие в закупке на общих условиях, указанных в документации, вместе с другими участниками. Декларирование участником в заявке на участие в закупке своей принадлежности к субъектам МСП не является основанием для оплаты выполненных работ в сроки, установленные в п. 14.3 Постановления Правительства Российской Федерации № 1352, поскольку данный хозяйствующий субъект должен был принимать участие в закупке на общих условиях, указанных в документации, вместе с другими участниками. Данные выводы Комиссии УФАС согласуются с позицией Верховного Суда (Определение от 30.04.2020 № 307-ЭС20-5708 по делу А56-167042/2018), Арбитражного суда Волго-Вятского округа (дело № А11-7390/2017), Арбитражного суда Северо-Западного округа (дело № А56-167042/2018)2.
Решение Омского УФАС от 09 октября 2020 года № 05-04.1/34-20РНП
Принадлежность контрагента к субъектам малого и среднего предпринимательства не может являться основанием для оплаты поставленного товара в сроки, установленные в Постановлении Правительства РФ № 1352, поскольку данный хозяйствующий субъект должен был принимать участие в закупке на общих (единых) условиях, указанных в документации, вместе с другими участниками. Кроме того, как следует из представленной на заседание комиссии УФАС заявки общества на участие в закупочной процедуре, участник обязался в случае признания его победителем закупки заключить договор в соответствии с документацией и проектом договора закупки на условиях организатора торгов в срок, предусмотренный действующим законодательством РФ.
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 апреля 2020 года № 307-ЭС20-5708
Закупка проводилась заказчиком на общих основаниях, а не как процедура у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения МПС. При этом, ни документация о закупке, ни проект договора на выполнение работ не содержат каких- либо ограничений и положений о заключении договора с субъектом малого и среднего предпринимательства. Ввиду отсутствия в документации о закупке указанного ограничения в отношении ее участников, вывод УФАС о необходимости соблюдения условия об оплате заказчиком поставленного товара не более чем в течение тридцати дней с даты подписания им документов о приемке работ субъектам малого предпринимательства является ошибочным. Декларирование участником в заявке на участие в закупке своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства не является основанием для оплаты выполненных работ в сроки, установленные в пункте 14.3 Постановления Правительства Российской Федерации № 1352, поскольку данный хозяйствующий субъект должен был принимать участие в закупке на общих (единых) условиях, указанных в документации, вместе с другими участниками.
Отсутствие обязанности по закупке ТРУ у субъектов МСП
Лица, которые должны проводить закупки у малого и среднего бизнеса, указаны в ст.2 Постановления Правительства РФ № 1352. При этом следует отметить, что для других заказчиков требования по закупкам у субъектов МСП не являются обязанностью (в том числе и по оплате).
-
Пример из практики
Решение Пензенского УФАС по жалобе № 058/07/3-654/2021 от 04 августа 2021 года
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 установлен перечень заказчиков, для которых при осуществлении закупочной деятельности обязательно применение указанного постановления. Комиссия УФАС установила, что заказчик не относится к лицам, указанным в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (на основе представленных документов о финансовой деятельности предприятия), следовательно, обязанность осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Положением у предприятия отсутствует. Открытый запрос предложений в электронной форме проводился в общем порядке, без установления специальных сроков оплаты поставленных товаров по договору лицам, относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства3.
Оплата ТРУ субъектам МСП — не более 15 рабочих дней
Однако, есть противоположенное мнение антимонопольного органа, касающееся сроков оплаты ТРУ субъектам малого и среднего бизнеса независимо от того, проводилась ли процедура на общих началах или специально для названных контрагентов.
-
Примеры из практики
Решение Омского УФАС № 055/07/3-76/2021 от 03.02.2021 года
Согласно условиям закупки оплата товара заказчиком производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика по факту поставки товара в течение 500 календарных дней после подписания сторонами ТН на основании предоставленных поставщиком счета на оплату и счета-фактуры (при наличии НДС).Учитывая то, что участником процедуры может быть любое юридическое лицо, в том числе субъект МСП, документация о проведении запроса предложений, в силу пп.6 п. 10 ст. 4 Закона о закупках, п. 14(3) Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, должна содержать информацию о сроках оплаты товара (15 рабочих дней) с субъектом МСП, в случае, если победителем закупки будет определен такой субъект.
Решение Ярославского УФАС № 076/07/3-195/2020 от 13 марта 2020 года
Подпункт «а» пункта 4 Постановления № 1352 допускает проведение закупки одновременно у всех хозяйствующих субъектов, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно пункту 14(3) Постановления № 1352 при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 настоящего Положения срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора). Таким образом, в случае если победителем запроса предложения является субъект малого или среднего предпринимательства, то договор с таким участником должен быть заключен исключительно с условием об оплате оказанных услуг в течение 15 дней после подписания Заказчиком документа о приемке оказанных услуг.
Решение УФАС по республике Татарстан по делу № 016/07/3-1248/2020 от 24 июля 2020 года
В соответствии с п. 14(3) Постановления при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 настоящего Положения срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора). Таким образом, исходя из анализа указанных норм, Комиссия УФАС пришла к выводу, что в случае если победителем вышеуказанной закупки будет, является субъект малого и среднего предпринимательства, заказчик обязан оплатить поставленный товар в срок, установленный п. 14(3) Постановления, а именно в течение 15 рабочих дней с момента подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора).
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что мнения контролирующих органов относительно срока оплаты ТРУ субъектам МСП разнятся, однако, стоит придерживаться позиции Верховного суда РФ, который изложил свою позицию в вышеупомянутом Определении. К тому же, при формировании закупочных процедур заказчику стоит установить, является ли он лицом, для которого закупки среди малого и среднего бизнеса являются обязанностью. В случае положительного ответа на данный вопрос, сложности с определением срока оплаты нейтрализуются сами собой, поскольку организатор процедур должен будет соблюсти все требования Постановления Правительства РФ № 1352.
1не только для малого и среднего бизнеса
2См.также Решение Чувашского УФАС по делу № 021/07/03-428/2021 от 30.04.2021
3См.также Решение Ярославского УФАС № 076/07/3-486/2019 от 18.09.2021
автор: Елена Бусарова