В госзакупках определили неверный порядок оценки заявок, без оснований отклонили одну из них. В закупках отдельных видов юрлиц потребовали лишние сведения от участников, включили в проект договора незаконное условие. Подробнее об этих и других ситуациях в обзоре КонсультантПлюс .
По Закону N 44-ФЗ
Определили неверный порядок оценки заявок
Заказчик закупал услуги по обеспечению эксплуатации информсистемы в сфере управления общественными финансами. Для оценки опыта он принимал договоры на сопоставимые услуги лишь в данной сфере.
Контролеры и суд посчитали, что заказчик ограничил конкуренцию (Решение АС города Москвы от 15.02.2024 по делу N А40-274076/23-146-1612):
- те, кто имеет опыт оказания сопоставимых услуг в иных сферах, не смогут участвовать в закупке;
- необходимость квалификации в конкретной сфере не доказали.
Без оснований отклонили заявку
Заявку участника отклонили, поскольку для ряда позиций он привел параметры продукции без товарных знаков.
Контролеры с этим не согласились:
- условия закупки не требовали представлять данные о товарном знаке по спорным позициям;
- участник в заявке указал характеристики продукции, которая не имеет товарного знака. В этом случае Закон N 44-ФЗ не обязывает приводить информацию о товарном знаке.
Разместили в ЕИС не всю проектную документацию
Заказчик закупал работы по строительству автодороги. Проектную документацию он разместил в ЕИС не полностью.
Контролеры и суд посчитали это незаконным и среди прочего отметили: из-за такого нарушения участники не могут оценить объем работы и предложить цену (Решение АС Ростовской области от 27.02.2024 по делу N А53-39723/22).
По Закону N 223-ФЗ
Требовали лишнего
Участникам закупки среди СМСП следовало представить в заявке график выполнения работ.
Контролеры нашли нарушение: перечень сведений и документов, которые можно требовать при таких закупках, закрытый. График выполнения работ в их число не входит.
Установили право на дозапрос сведений до подведения итогов
По условиям закупки до подведения ее итогов заказчик мог запрашивать у участников, чтобы те разъяснили заявки и представили недостающие документы. Контролеры отметили: Закон N 223-ФЗ не разрешает дополнять и уточнять заявки после окончания срока их подачи.
Отметим, в практике есть пример, когда ВС РФ поддержал суды, которые не нашли нарушений в том, что заказчик включил в закупочные документы похожие условия (определение от 05.02.2024 N 309-ЭС23-28894 по делу N А60-7978/2023).
Привели в проекте договора незаконное условие
В проект договора включили условие: при заключении сделки заказчик вправе запросить у победителя, чтобы тот предоставил документ от производителя для подтверждения полноты поставки.
Контролеры и суд отметили (Решение АС г. Москвы от 12.02.2024 по делу N А40-225492/2023):
- спорное условие могут применить к участникам по-разному. Оно нарушает принцип равноправия;
- хотя условие предъявляют на этапе заключения договора, оно влияет на конкуренцию. Решение об участии в закупке принимают исходя из оценки возможности качественно исполнить обязательства. Те, кто не смогут представить документ, откажутся от участия;
- получение документа зависит от производителя, если победитель им не является. Производитель не обязан реагировать на запросы участников.