В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем краткий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, опубликованные в нашем издании по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.В каких регионах РФ уже установили дополнительные случаи закупок у единственного поставщика
Законом № 46-ФЗ установили новые случаи закупок у единственного поставщика по Закону № 44-ФЗ. 11 марта вступило в силу постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 339 “О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления”.
Некоторые субъекты РФ в связи с этим уже приняли региональные акты о дополнительных случаях закупок у единственного поставщика в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона № 46-ФЗ.
Приводим список регионов для вас:👇🏻
2.Исполнителей по госконтрактам из-за санкций не будут включать в РНП
Документ: Постановление от 21 марта 2022 года №417
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/ispolnitelej-po-goskontraktam-iz-za-sanktsij-ne-budut-vklyuchat-v-rnp/
3.Новые антикризисные меры правительства в сфере корпоративных и государственных закупок
Документ: Документ: Постановление от 21 марта 2022 года №417
Подробнее
4.Минфин России обновил перечень банков, которые могут выдавать гарантии для госзакупок
Подробнее👇🏻
5.Правительством РФ утверждено положение о ведении реестра единственных поставщиков лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий, которые не имеют аналогов в Российской Федерации и производство которых осуществляется производителями, происходящими из иностранного государства, не вводившего в отношении России ограничительных мер экономического характера.
Документ: Постановление Правительства РФ от 23.03.2022 № 443
Подробнее👇🏻
6.Новые изменения в законодательстве о контрактной системе: стройка и снова неустойки
Документ: Постановление Правительства РФ 23.03.2022 № 439
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/novye-izmeneniya-v-zakonodatelstve-o-kontraktnoj-sisteme-strojka-i-snova-neustojki/
7.Казначейство России будет закупать услуги по открытию банковских счетов в иностранных валютах у единственных исполнителей
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2022 г. N 550-р
Подробнее👇🏻
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
1.Генпрокуратура усиливает контроль за расходованием средств гособоронзаказа
Документ: Проект Приказа ID проекта 04/15/03-22/00125877
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/genprokuratura-usilivaet-kontrol-za-rashodovaniem-sredstv-gosoboronzakaza
2.ФАС России: Разъяснения о представлении отчета по форме 1-ГОЗ в 2022 году
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/fas-rossii-razyasneniya-o-predstavlenii-otcheta-po-forme-1-goz-v-2022-godu/
3.Должно ли юрлицо при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ соблюдать требование о достижении минимальной доли закупок российских товаров?
Как отмечается в подготовленном специалистами Минфина России письме, в соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ при предоставлении юридическому лицу средств, указанных в абз. 2 п. 1 ст. 80 БК РФ, на это лицо распространяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в рамках договоров об участии РФ, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. При этом в отношении такого юридического лица при осуществлении им закупок за счет указанных средств применяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит и контроль в сфере закупок.
Таким образом, в целях выполнения установленной ч. 1 ст. 30.1 Закона N 44-ФЗ обязанности осуществить закупки исходя из минимальной доли закупок, юридическое лицо обязано составить и разместить в ЕИС отчет об объеме закупок российских товаров, предусмотренный ч. 2 ст. 30.1 Закона N 44-ФЗ.
Документ: Письмо Минфина России от 18 февраля 2022 г. N 24-06-07/11554
Подробнее👇🏻
4.В Гражданский Кодекс хотят внести санкции
Документ: Законопроект № 92282-8
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/v-grazhdanskij-kodeks-hotyat-vnesti-sanktsii/
5.Случаи неприменения 223-ФЗ при закупках заказчиками у взаимозависимых лиц будут сокращены
Документ: Законопроект № 42406-8
Подробнее👇🏻
6.Минстрой рассказал о порядке корректировки условий контрактов на выполнение строительных работ
Документ: Письмо Минстроя России от 2 февраля 2022 г. N 3586-СМ/09
Подробнее👇🏻
7.Контракты на лекарства и медизделия не будут учитывать при расчете объема закупок у СМП и СОНКО
Документ: Проект Федерального закона N 84920-8
8.Минцифры подготовило законопроект об упрощении доступа IT-компаний к госзаказу
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/mintsifry-podgotovilo-zakonoproekt-ob-uproshhenii-dostupa-it-kompanij-k-goszakazu/
9.ФАС разъяснила, как установить дополнительные случаи закупок у единственного контрагента в субъекте РФ
Документ: Письмо ФАС России от 17 марта 2022 г. N МШ/22107/22
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.ВС РФ встал на сторону госзаказчика указав, что его ответственность ограничена возмещением только реального ущерба
Поскольку на законодательном уровне ответственность субъекта – государственного заказчика ограничена возмещением реального ущерба, причиненного исполнителю контракта, оснований для удовлетворения иска о взыскании упущенной выгоды (недополученного дохода) у судов не имелось, следует из определения Верховного Суда.
Документ: Определение #ВСРФ от 10.03.2022 № 308-ЭС22-557 по делу № А22-2243/2020
Подробнее👇🏻
2.ФАС: в закупке по Закону N 223-ФЗ нельзя установить право допуска не отвечающих ее условиям заявок
Документ: Решение ФАС России от 24.02.2022 N 223ФЗ-88/22
Подробнее👇🏻
3.Три свежих решения ФАС. Практика РНП. Невключение из-за санкций
Смотрим👇🏻
https://gkgz.ru/3-svezhih-resheniya-fas-praktika-rnp-nevklyuchenie-iz-za-sanktsij/
4.«Независимый регистратор» помог участнику закупки доказать свою правоту при рассмотрении дела в ФАС России
Документ: Решение ФАС России от 11.03.2022 по делу № 28/06/105-613/2022
Подробнее👇🏻
5.ВС разбирался, какие обязательства покрывает банковская гарантия
Заказчик взыскивал со своего контрагента по муниципальному контракту необработанный аванс. Для этого он обратился к банку-гаранту, но тот в выплате отказал, потому что текст гарантии якобы не предусматривал подобных выплат. ВС с этим не согласился.
Документ: Определение #ВСРФ от 16.03.2022 № 306-ЭС21-23099 по делу № А12-119/2021
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/vs-razbiralsya-kakie-obyazatelstva-pokryvaet-bankovskaya-garantiya/
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Как определить цену контракта, заключаемого на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ?
Надо ли собирать коммерческие предложения для закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, если договор или контракт заключается не в электронной форме? Распространяются ли на контрагентов по такому контракту единые требования к участникам закупки?
📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Цена контракта с единственным поставщиком, в том числе заключаемого на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, должна определяться по общим правилам, которые предусмотрены указанным законом. В целях определения цены могут использоваться и коммерческие предложения.
Единые требования к участникам закупки должны устанавливаться и при осуществлении закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Обоснование вывода:👇🏻
2.Какие сроки оплаты должны устанавливаться по контрактам, заключаемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ?
📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По общему правилу срок оплаты по контракту должен составлять не более пятнадцати, а с 01.01.2023 – не более десяти рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Срок оплаты по контрактам, документы о приемке по которым оформляются без использования ЕИС (за некоторыми исключениями), должен составлять не более тридцати дней с даты подписания документа о приемке.
В случаях, указанных в ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, если извещение размещено в ЕИС с 1 января по 31 декабря 2022 г., срок оплаты заказчиком исполненного по контракту не может превышать десяти, а если извещение размещено в ЕИС с 1 января 2023 года, семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Срок оплаты по контракту, не содержащему сведения, составляющие государственную тайну, заказчиком по которому является получатель средств федерального бюджета (за некоторыми исключениями) не может превышать десяти рабочих дней, а если контракт заключен с СМП или СОНО – семи рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке.
Обоснование вывода:👇🏻
3.Можно ли получить сертификат о форс-мажоре по внутрироссийским договорам в связи с введением санкций?
Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата разместила на своем официальном сайте разъяснения по выдаче заключений, подтверждающих обстоятельства форс-мажора. Среди разъяснений приведен также ответ на вопрос о том, как получить заключение о форс-мажоре в текущей ситуации (введение санкций).
Подробнее👇🏻
4.Может ли закупка, участниками которой являются СМП, СОНО, быть проведена с неопределенным объемом? От НМЦК, ЦК или от НСЦЕ ТРУ исчисляется сумма обеспечения исполнения контракта в данном случае?
📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Закупка, участниками которой могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, может быть проведена с определением максимального значения цены контракта.
Сумма обеспечения исполнения контракта в таком случае исчисляется от цены контракта.
Обоснование вывода:👇🏻
https://gkgz.ru/vopros-o-zakupke-s-neopredelennym-obemom-uchastnikami-kotoroj-yavlyayutsya-smp-sono/
Смотрим предыдущий 👉🏻 Обзор закупочного законодательства с 14.03.2022 по 20.03.2022 По вопросам приобретения полного обзора обращайтесь в редакцию