В помощь специалистам, заказчикам, поставщикам. Представляем краткий обзор изменений закупочного законодательства, судебной и антимонопольной практики за прошедшую неделю. В материал вошли новости, законодательные инициативы, разъяснения госорганов, опубликованные в нашем издании по теме – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ), также представлена административная практика и ответы на вопросы.
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
I.ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.Утверждены особенности планирования и осуществления закупок заказчиками по Закону № 44-ФЗ, действующими за пределами РФ
Согласно новому п. 26 Положения о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2019 г. № 1279, установлены особенности планирования закупок заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства (Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2021 г. № 2151).
Подробнее👇🏻
2.Минтранс утвердил порядок определения цены контракта (НМЦК) при осуществлении закупок перевозок пассажиров
На официальном портале правовой информации опубликован приказ Министерства транспорта РФ “Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”.
Документ: Приказ Министерства транспорта РФ от 20.10.2021 № 351
Подробнее👇🏻
3.Внесены изменения в положение об особенностях участия СМСП в закупках, утвержденное Постановлением 1352
На официальном портале правовой информации опубликовано постановление Правительства РФ “О внесении изменения в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352”
Документ: Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 № 232
Подробнее👇🏻
4.Госкомпаниям РФ разрешили перевести в “электронные магазины” неконкурентные закупки до 20 млн руб. у МСП
Госкомпании РФ смогут с 1 июля 2022 года проводить неконкурентные закупки на сумму до 20 млн рублей у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в “электронных магазинах” электронных торговых площадок (ЭТП), отобранных для проведения госзакупок. Соответствующее постановление правительства опубликовано на официальном портале правовой информации.
Документ: Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 № 2323
Подробнее👇🏻
5.Казначейством утвержден порядок регистрации и порядок пользования ЕИС
На официальном портале правовой информации опубликован приказ Федерального казначейства “Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок”.
Документ: Приказ Федерального казначейства от 10.12.2021 № 39н
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/kaznachejstvom-utverzhden-poryadok-registratsii-i-poryadok-polzovaniya-eis/
6.Правительство РФ обновило и расширило список госкомпаний для закупок у МСП
Правительство РФ актуализировало перечень госкомпаний, которые должны согласовывать свои планы закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) с “Корпорацией МСП”. Соответствующее распоряжение опубликовано на портале правовой информации.
Документ: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 № 3652-р
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/pravitelstvo-rf-obnovilo-i-rasshirilo-spisok-goskompanij-dlya-zakupok-u-msp/
7.Установили порядок закупок по Закону N 223-ФЗ у СМСП по принципу “электронного магазина”
При закупке у СМСП заказчик сможет установить в положении способ неконкурентной закупки. Ее проведут по принципу “электронного магазина” с учетом особенностей:
- закупку осуществят на электронных площадках операторов из спецперечня;
- цена договора не выше 20 млн руб.;
- участник из числа СМСП разместит предварительное предложение о поставке товара (выполнении работ, оказании услуг);
- заказчик опубликует информацию о закупке и требованиях к участнику;
- оператор установит, какие из предложений отвечают требованиям, а заказчик определит, с кем из их числа заключить договор.
Изменения вступят в силу с 1 июля 2022 года.
Документ: Постановление Правительства РФ от 16.12.2021 N 2323
Подробнее👇🏻
8.Минпромторг: изменения в квотировании госзакупок
С 23 декабря 2021 вступили в силу очередные изменения в постановление № 2014.
📌заказчикам разрешили направлять ценовые запросы поставщикам, выполнявшим поставки товаров из ЕАЭС, данные о которых есть в реестре контрактов, если в системе промышленности менее 3-х производителей;
📌из перечня продукции исключили:
пункт 5 – электронные компоненты;
пункт 10 – интегральные схемы;
пункт 13- смарт-карты;
пункт 14 – ноутбуки;
пункты 16-18 – вычислительные машины;
пункт 76 – медицинские светильники;
пункт 103 – аппараты нижних конечностей.
📌в перечне изменили две позиции:
пункт 102 – аппараты верхних конечностей заменили на протезы;
пункт 106 – ортопедические стельки получили другой код.
Дополнительно: с 1 января 2022 года вступает в силу постановление от 24.06.2021 № 983, по которому под квоту попадут музыкальные инструменты
Документ: Постановление Правительства РФ от 21.12.2021 № 2376
https://gkgz.ru/minpromtorg-izmeneniya-v-kvotirovanii-goszakupok/
II.ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
1.Закупки госкомпаний у взаимозависимых организаций предлагают вернуть под действие Закона о закупках 223-ФЗ
На рассмотрение Госдумы внесен законопроект (№ 42406-8), по которому закупки госкомпаний у взаимозависимых организаций будут возвращены под действие закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (223-ФЗ).
Подробнее👇🏻
2.Минфин России выпустил разъяснения по вопросам обжалования “малых” закупок
Минфин России выпустил разъяснения по вопросам обжалования “малых” закупок осуществляемых заказчиками (с использованием “электронного магазина”) по пунктам 4 и 5 части 1 статьи 93 №44-ФЗ с применением правил предусмотренных частью 12 статьи 93 №44-ФЗ .
Документ: Письмо Минфина России № 24-03-08/104212 от 21.12.2021 г.
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/minfin-rossii-vypustil-razyasneniya-po-voprosam-obzhalovaniya-malyh-zakupok/
3.Минфин России дал разъяснение по вопросам заключения офсетных контрактов
В связи с поступающими вопросами о применении положений Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ в части заключения контрактов, договоров на поставку товара, предусматривающих также встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на определенной территории, Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, сообщает следующее…
Документ: Письмо Минфина России от 21.12.2021 № 24-03-08/104169
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/minfin-rossii-dal-razyasnenie-po-voprosam-zaklyucheniya-ofsetnyh-kontraktov/
4.С 2022 года члены комиссий по осуществлению закупок могут участвовать в ее заседаниях с использованием ВКС
Члены комиссий по осуществлению закупок с 01 января 2022 года могут участвовать в ее заседаниях с использованием систем видео-конференц-связи с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны, следует из письма Минфина.
Документ: Письмо Минфина РФ от 21 декабря 2021 года №24-03-08/104212
Подробнее👇🏻
5.О привлечении к административной ответственности должностных лиц при осуществлении централизованных закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ
Минфин России дал разъяснения о привлечении к административной ответственности должностных лиц при осуществлении централизованных закупок в соответствии с Законом 44-ФЗ. Согласно положениям статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Документ: Письмо Минфина РФ от 21 декабря 2021 года №24-03-08/104212
Подробнее👇🏻
6.Порядок привлечения поставщика по гособоронзаказу к ответственности за уклонение от заключения контракта уточнили
Статья 28.1 КоАП РФ дополнена новой ч. 1.2-3, в соответствии с которой поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ, является невыполнение в установленный срок требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере гособоронзаказа, о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере гособоронзаказа.
Указанные изменения вступают в силу 1 января 2022 года.
Документ: Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 428-ФЗ
Подробнее👇🏻
III.СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА
1.Верховный Суд разбирался в закупках автономных учреждений
Отсутствие законодательных ограничений для привлечения автономными учреждениями к выполнению государственного задания третьих лиц не исключает необходимости соблюдения требований, предусмотренных Законом о контрактной системе, поскольку выполнение государственного задания обеспечивает публичные потребности и финансируется за счет бюджетных средств, выделенных на эти цели, следует из определения Верховного Суда.
Документ: Определение ВС РФ от 17 декабря 2021 года № 303-ЭС21-23486 по делу №А73-5283/2021
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/verhovnyj-sud-razbiralsya-v-zakupkah-avtonomnyh-uchrezhdenij/
2.Если заказчиком в документации по 223-ФЗ не установлены конкретные правила и случаи проведения процедуры переторжки, при этом в документации установлено положение о праве заказчика провести указанную процедуру, то названные обстоятельства нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках, а также противоречат принципам и основным положениям закупки, следует из определения Верховного Суда.
Документ: Определение ВС РФ от 17 декабря 2021 года №305-ЭС21-23967 по делу №А40-137433/2020
Подробнее👇🏻
https://gkgz.ru/vs-rf-ne-uvidel-konkretnyh-pravil-v-dokumentatsii-po-zakupke-promsvyazbanka-223-fz/
3.УФАС: при оценке ответственности участника — члена СРО не учитывают иные госконтракты на исполнении
Заявку участника строительной закупки отклонили. В выписке из реестра членов СРО он имел 2-й уровень ответственности. Это давало право на работы по договорам с предельным (совокупным) размером обязательств не выше 500 млн руб. Участник предложил цену 243 млн руб.
На момент подведения итогов закупки он исполнял еще несколько сходных контрактов. Сумма обязательств с учетом ценового предложения не отвечала указанному уровню ответственности.
Контролеры не согласились с решением об отклонении заявки:
▪️заказчик не обязан проверять совокупный размер обязательств участника закупки. Это делает комиссия СРО;
▪️ГрК РФ не позволяет заказчикам контролировать то, как члены СРО соблюдают градостроительные правила;
▪️Закон N 44-ФЗ не требует рассчитывать совокупный размер обязательств, чтобы принять решение о допуске к закупке;
▪️при подаче заявки и подведении итогов участнику достаточно быть членом СРО. В случае необходимости размер взноса можно увеличить до заключения контракта;
▪️участник представил все необходимые документы и сведения. Оснований отклонять его заявку нет.
В практике есть и другое мнение (см. Определение ВС РФ от 19.05.2021 N 308-ЭС21-5862 по делу N А53-20436/2020), отметили специалисты КонсультантПлюс.
Документ: Решение Приморского УФАС России от 03.12.2021 N 025/06/69-1514/2021
Подробнее👇🏻
4.Банковская гарантия для обеспечения контракта: интересные споры из практики за 2020 – 2021 годы
Может ли гарант отказать в выплате из-за отсутствия печати или подписи в требовании? Нужно ли учитывать время на приемку работ при определении срока гарантии? Законно ли условие о том, что банк должен получить гарантию до окончания ее срока? Ответы на эти вопросы в обзоре.
Подробнее👇🏻
5.Верховный Суд разбирался в документации закупки по 223-ФЗ – цена договора с НДС и без НДС
Установление заказчиком (АО “Концерн Росэнергоатом”) в документации о закупке по 223-ФЗ нескольких значений начальной (максимальной) цены договора (цены лота) (с НДС и без НДС) фактически приводит к увеличению размера цены, предложенной участником закупки, принимающим упрощенную систему налогообложения, помимо его воли и сформированному им ценовому предложению, что нарушает пункт 2 части 1 и часть 6 статьи 3 Закона о закупках, а также принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, следует из определения Верховного Суда.
Документ: Определение ВС РФ от 17 декабря 2021 года №305-ЭС21-24102 по делу №А40-107093/2020
Подробнее👇🏻
6.Незаключение госконтракта с победителем закупки не является существенным изменением обстоятельств и не может служить основанием для расторжения договоров о предоставлении банковской гарантии и взыскания неосновательного обогащения, следует из определения Верховного Суда.
Документ: Определение ВС РФ от 13 декабря 2021 года № 307-ЭС21-19222 по делу №А66-11325/2020
Подробнее👇🏻
IV.ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ
1.Подрядные работы по контракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ, фактически выполняются субподрядчиком. Сам подрядчик проявляет недобросовестность, не выполняет свои обязательства (в настоящее время рассматривается вопрос об одностороннем отказе от исполнения контракта с ним).
❓Возможно ли в такой ситуации заказчику произвести оплату непосредственно субподрядчику? Можно ли оформить подрядные отношения напрямую с субподрядчиком, перезаключив с ним контракт, осуществив уступку прав требования или другое?
📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Замена стороны подрядчика в контракте в рассматриваемом случае недопустима. Контракт на выполнение подрядных работ с лицом, являющимся субподрядчиком, заказчик может заключить в общем порядке с соблюдением требований Закона N 44-ФЗ.
Вопрос оплаты выполненных работ субподрядчику может быть решен на основании соглашения об уступке денежного требования, заключенного между подрядчиком и субподрядчиком, и только в том случае, разумеется, если право требования оплаты возникнет у подрядчика (что в приведенных обстоятельствах представляется сомнительным).
Обоснование вывода👇🏻
https://gkgz.ru/vopros-o-zamene-storony-podryadchika-v-kontrakte-na-subpodryadchika/
2.Включаются ли в годовой объем закупок у субъектов МСП договоры, заключенные по итогам неконкурентных закупок?
Представители Минфина России в своем письме, в частности, отметили, что Положение об особенностях участия субъектов МСП в закупках, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (далее – Постановление N 1352), допускает осуществление закупок различными способами, то есть как путем проведения конкурентных, так и неконкурентных закупок. При этом они подчеркнули, что положения Закона N 223-ФЗ и Постановления N 1352 позволяют заказчикам организовать закупочную деятельность оптимальным образом в целях достижения установленного годового объема закупок у субъектов МСП.
Документ: Письмо Минфина России от 22 ноября 2021 г. N 24-04-09/94110
Подробнее👇🏻
3.Вопрос про расчёт пени по госконтракту
Муниципальный контракт на реконструкцию узла водозаборных сооружений на сумму 5 369 150,00 рублей заключен 9 марта 2021 года. Работы разбиты на пять этапов. Конечный срок выполнения работ – 09.07.2021. В ходе исполнения контракта заключено четыре дополнительных соглашения об уменьшении цены контракта: N 1 от 12.05.2021 – 5 736 430,00 рублей, N 2 от 18.06.2021 – 5 675 660,00 рублей, N 3 от 13.08.2021 – 5 202 400,00 рублей, N 4 от 19.11.2021 – 5 137 542,00 рублей (итоговая цена контракта). Подрядчик в ходе выполнения работ предоставил акты выполненных работ от 12.05.2021, 21.06.2021, 16.08.2021, 17.11.2021, 22.11.2021. Пени поэтапно не начислялись.
❓От какой цены следует начислять пени? Нужно ли в такой ситуации уменьшать сумму пени на объем исполненного по контракту за пределами срока исполнения (после 09.07.2021)?
📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации, на наш взгляд, правомерным является расчет пени от цены контракта, установленной последним дополнительным соглашением. При расчете пени подлежит учету стоимость фактически выполненных и принятых работ независимо от периода исполнения обязательств по контракту.
Обоснование вывода: 👇🏻
https://gkgz.ru/vopros-pro-raschyot-peni-po-goskontraktu/
4.О минимальном объеме закупок у СМСП с 2022 г согласно постановлению Правительства РФ N 1352
С 1 января 2022 года заказчик обязан осуществлять минимальный объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) согласно постановлению Правительства РФ N 1352.
Заказчик планирует заключить договор с единственным поставщиком – СМСП в декабре 2021 года. Договор будет оплачен в 2022 году.
❓Войдет ли данная закупка в 25% лимит закупок у СМСП 2022 года? Можно ли в 2021 году провести закупку у единственного поставщика как закупку только у СМСП?
📌Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На наш взгляд, договор, заключенный заказчиком с единственным поставщиком – субъектом МСП в 2021 году, будет учитываться в обязательном объеме закупок заказчика у субъектов МСП 2022 года в части, подлежащей оплате в 2022 году.
Обоснование вывода:👇🏻
Смотрим предыдущий 👉🏻 Обзор закупочного законодательства с 13.12.2021 по 19.12.2021 По вопросам приобретения полного обзора обращайтесь в редакцию