Изменения в закупочном законодательстве в апреле 2021 года (44-ФЗ, 223-ФЗ).
1. Статья 2 и 4 № 223-ФЗ дополнены указанием на необходимость включения заказчиками в свои положения о закупке порядка определения НМЦД (цены лота), формулы цены, цены единицы товара, работы, услуги, максимального значения цены договора, порядок обоснования НМЦД, цены единицы товара, работы, услуги.
Положения о закупках должны быть приведены в соответствие с требованиями части 2 статьи 2 №223-ФЗ, утверждены и размещены в ЕИС не позднее чем в течение 90 дней со дня вступления в силу №86-ФЗ от 05 апреля 2021 года.
Документ: Федеральный закон от 05.04.2021 № 86-ФЗ “О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”
2. В ЕИС разместили новый типовой государственный контракт на поставку лекарств. Контракт появился в системе 29 марта. Применять его нужно с 29 апреля. Старая форма утратила силу 3 апреля 2021 года.
В новом документе расширили перечень кодов объекта закупки по ОКПД2. Коды для применения типового контракта теперь такие: 21.20.1 – 21.20.23.194. Контракт привели в соответствие с законодательством. Например, положения о его обеспечении дополнили условием, когда участник закупки среди СМП и СОНКО освобождается от такого обеспечения. В положениях об ответственности сторон учли новые правила определения штрафов за ненадлежащее исполнение контракта, который заключен по итогам закупки среди СМП и СОНКО. Кроме того, разработали образец заявки на получение (выборку) товара. Она нужна при закупке лекарств с неизвестным объемом. Ограничений по цене нет.
Документы: Приказ Минздрава России от 18.01.2021 № 15н
3. Уточнены правила применения предельных отпускных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарства. В настоящее время государственный реестр предельных отпускных цен может содержать в отношении одного лекарственного препарата с одним штриховым кодом сведения о различных предельных отпускных ценах. Это создаёт участникам рынка определённые сложности. Новое постановление даёт чёткий ориентир в части применения зарегистрированных и перерегистрированных отпускных цен, что позволит избежать некорректного применения сведений реестра.
Документ: Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2021 года №556
4. Минфин разъяснил нюансы формирования объекта закупки с учетом требований к минимальной обязательной доле закупок российских товаров.
Специалисты министерства в своем письме отметили, что утвержденные приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н условия допуска к закупкам товаров, происходящих из иностранного государства, устанавливают требования к формированию объекта закупки в части запрета объединения в предмете одного контракта (одного лота) товаров, указанных в приложениях к Приказу № 126н и не указанные в них. Принятые в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” нормативные правовые акты Правительства РФ, устанавливающие ограничения допуска товаров иностранного происхождения, также могут содержать указанные требования. При этом в письме подчеркивается, что постановление Правительства РФ от 3 декабря.2020 г. № 2014 “О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком” требований к формированию лотов не предусматривает.
Документ: Письмо Минфина России от 29 марта 2021 г. № 24-03-08/22593
5. Обновлена форма счета-фактуры в связи с введением системы прослеживаемости товаров.
Правительство РФ скорректировало формы и правила заполнения документов, применяемых при расчетах по НДС, в связи с введение национальной системы прослеживаемости товаров с 1 июля 2021 года. Так, в частности внесены изменения в форму счета-фактуры. В нее добавлена новая строка 5а, в которой будут указываться реквизиты (номер и дата составления) документа об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг), о передаче имущественных прав, соответствующего порядковому номеру (порядковым номерам) записи в счете-фактуре. При необходимости можно указать и несколько подтверждающих документов. Также предусмотрены и отдельные графы для указания кода вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и регистрационного номера декларации на товары или регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости. В отношении таких товаров нужно будет указать и их количественную единицу по ОКЕИ и количество товара. В отношении товара, не подлежащего прослеживаемости, эти данные не указываются. Аналогичные изменения внесены и в форму корректировочного счета-фактуры, форму журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также формы книг покупок и продаж (в т. ч. и в дополнительные лист к ним).
Документ: Постановление Правительства РФ от 02 апреля 2021 г. № 534
6. Внесены изменения в Порядок организации и проведения госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2021 № 567 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
7. Обновлен перечень Банков, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (с учетом данных Банка России, представленных 12.04.2021).
8. Утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем, а также информационная карта указанных типовых условий контрактов (далее – типовые условия, информационная карта).
В информационной карте установлены следующие показатели для применения типовых условий:
– наименование работ: выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственной (муниципальной) или иной информационной системы;
– указаны код предмета контракта по классификатору ОКПД2 (62.01.1 – Услуги по проектированию, разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения);
– установлено, что типовые условия должны применяться вне зависимости от размера НМЦК, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком. В соответствии с п. 15 правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 июля 2014 г. № 606, применять новые типовые условия заказчики будут обязаны по истечении 30 календарных дней после дня их размещения в ЕИС. В настоящее время типовые условия не размещены в ЕИС в Библиотеке типовых контрактов.
Документ: Приказ Минцифры России № 715 зарегистрирован в Минюсте России 12 апреля 2021 г. за № 63089 и вступил в силу с 24 апреля 2021 года
9. Военно-строительная компания определена единственным исполнителем осуществляемых в 2021 году закупок работ по обследованию объектов капитального строительства зданий Санкт-Петербургской академии Следственного комитета РФ, расположенных в г. Санкт-Петербурге, набережная р. Мойки, д.96, литера А, литера В, комплекса зданий и сооружений расположенных в г. Петергоф, ул. Петергофская, д. 17, для размещения ФГКОУ “Санкт-Петербургский кадетский корпус Следственного комитета РФ”, а также работ , связанных с инженерными изысканиями и архитектурно-строительным проектированием в отношении указанных объектов.
Документ: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.04.2021 № 982-р
10. О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При осуществлении закупок медицинских изделий с 01 июля 2021 года не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
– 600 тыс. рублей – для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
– 1 млн. рублей – для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
– 1,5 млн. рублей – для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей. Указанные выше требования не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.
Документ: Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2021 г. № 620
11. Утвержден перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых заказчики города Москвы имеют право не проводить котировочные сессии с 11 мая 2021 года.
Документ: Приказ №70-01-43/21 от 22 апреля 2021 года Департамента города Москвы по конкурентной политике
12. Утвержден новый Регламент информационного взаимодействия с использованием автоматизированной информационной системы «Портал поставщиков» (вступит в силу с 11 мая 2021 года). Предыдущий Регламент признан утратившим силу.
Документ: Приказ Департамента города Москвы по конкурентной политике от 21.04.2021 № 70-01-41/21
13. Внесены изменения в раздел V «Продукция энергетического машиностроения, электротехнической и кабельной промышленности» требований к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, утвержденных ПП РФ №719.
Документ: Постановление Правительств РФ от 20.04.2021 № 626
14. Утвержден Порядок представления головным исполнителем (исполнителем) в территориальный орган Федерального казначейства выписки из государственного контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключенного в целях реализации государственного оборонного заказа, контракта (договора), заключенного в рамках исполнения указанного государственного контракта, и выписки из документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства головного исполнителя (исполнителя), содержащих сведения, составляющие государственную тайну, а также форм данных выписок.
Документ: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2020 № 333н
15. Утвержден Регламент проведения Федеральной налоговой службой ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд.
Документ: Приказ Федеральной налоговой службы от 26.01.2021 № ЕД-7-16/99@ (зарегистрирован 23 апреля 2021 года).
16. Об осуществлении закупок в нерабочие дни. Минфин России в связи с изданием в целях сохранения тенденции сокращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), укрепления здоровья граждан Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N 242 “Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 г.” (далее – Указ N 242) настоящим сообщает следующее:
1. В соответствии с пунктом 1 Указа N 242 4, 5, 6, и 7 мая являются нерабочими днями. Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) установлены различные требования к исчислению сроков осуществления различных действий, в том числе требования к осуществлению отдельных действий исключительно в рабочие дни.
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, на положениях которого основывается законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Аналогичные положения предусмотрены статьей 14 Трудового кодекса Российской Федерации.
1.1. Учитывая изложенное, в отношении закупок, срок подачи заявок на участие в которых исчисляется в Законе N 44-ФЗ исключительно рабочими днями, и если истечение такого срока, предусмотренного извещением об осуществлении закупки, приходится на (или включает) определенные в соответствии с Указом N 242 нерабочие дни, – заказчикам необходимо обеспечить установленный Законом N 44-ФЗ минимальный срок подачи заявок на участие в таких закупках, в связи с чем заказчикам рекомендуется внести в соответствии с Законом N 44-ФЗ изменения в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке в части продления срока подачи заявок с учетом нерабочих дней, определенных в соответствии с Указом N 242.
1.2. Согласно положениям части 3 статьи 546, пункта 3 части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ в случае, если дата проведения процедуры подачи окончательных предложений о цене контракта, дата проведения электронного аукциона приходятся на нерабочий день, день проведения таких процедуры, аукциона переносится на следующий за ним рабочий день.
Учитывая изложенное, даты подачи окончательных предложений о цене контракта при проведении открытых конкурсов в электронной форме, проведения электронных аукционов (за исключением указанных в пункте 1.3 настоящего письма), приходящиеся на нерабочие дни, определенные в соответствии с Указом N 242, переносятся на ближайший рабочий день, но не ранее срока рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, а также срока, определенного частью 3 статьи 546, частью 3 статьи 68 Закона N 44-ФЗ.
Вышеуказанный перенос осуществляется операторами электронных площадок автоматически (с использованием электронных площадок) без дополнительных действий заказчиков, уполномоченных органов или уполномоченных учреждений (далее – заказчик).
1.3. Даты проведения электронных аукционов, при которых в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ включена проектная документация, вышеизложенному в пункте 1.2 настоящего письма переносу не подлежат, поскольку в силу части 3 статьи 68 Закона N 44-ФЗ такие аукционы проводятся через 4 часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе вне зависимости от отнесения дня к рабочему либо нерабочему дню.
1.4. Согласно части 2 статьи 547, части 5 статьи 69 Закона N 44-ФЗ срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, электронном аукционе обусловлен выполнением предыдущего действия (направление заказчику вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, размещение на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона).
Таким образом, учитывая, что проведение процедуры подачи окончательных предложений о цене контракта, процедуры электронного аукциона и рассмотрение вышеуказанных вторых частей заявок являются последовательно совершаемыми взаимосвязанными действиями, заказчики в связи с вышеуказанным автоматическим переносом дат проведения процедур подачи окончательных предложений о цене контракта, электронного аукциона не осуществляют внесение изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке в части переноса срока рассмотрения вторых частей заявок, не осуществляют действия на электронной площадке по переносу срока рассмотрения вторых частей заявок.
При этом рассмотрение в связи с вышеизложенным вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не в день, указанный в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 542 Закона N 44-ФЗ, не содержит признаков нарушения положений Закона N 44-ФЗ, поскольку положения статьи 547 Закона N 44-ФЗ, регулирующей порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не устанавливают взаимосвязь между сроком рассмотрения таких вторых частей и датой, указанной в извещении о проведении такого конкурса.
1.5. Иные предусмотренные Законом N 44-ФЗ сроки (в том числе сроки рассмотрения, оценки заявок на участие в закупках, частей таких заявок, сроки заключения контракта), истекающие в нерабочие дни, в том числе определенные в соответствии с Указом N 242, учитывая положения статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, оканчиваются в ближайший следующий за ними рабочий день, в связи с чем действия, подлежащие совершению, могут быть осуществлены как в нерабочие дни, так и в ближайший рабочий день.
1.6. Согласно положениям статьи 44 Закона N 44-ФЗ при проведении электронных процедур участник закупки вправе предоставить обеспечение заявки на участие в закупке в виде денежных средств, вносимых на специальный счет участника закупки, открытом в банке, путем их блокирования на основании информации, получаемой банком от оператора электронной площадки.
Информационное взаимодействие таких банков и операторов осуществляется исключительно в электронной форме в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 г. N 626, а также требованиями к порядку такого взаимодействия, предусмотренными соглашением о функционировании электронной площадки в соответствии с подпунктом “и” пункта 29 единых требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 656.
Так, пунктом 41 типового соглашения о взаимодействии между оператором электронной площадки и банком, являющегося приложением N 1 к соглашению о функционировании электронной площадки, предусмотрена обязанность сторон обеспечить круглосуточный (без выходных, нерабочих праздничных дней) обмен информацией и документами.
Таким образом, в период нерабочих дней, определенных в соответствии с Указом N 242, информационное взаимодействие банков и операторов электронных площадок осуществляется в обычном круглосуточном режиме, в связи с чем предусмотренное Законом N 44-ФЗ блокирование и прекращение блокирования денежных средств на специальных счетах участников закупок, в том числе в связи с подачей в период нерабочих дней, определенных в соответствии с Указом N 242, заявок на участие в закупках, осуществляется в обычном режиме и без изменения предусмотренных Законом N 44-ФЗ сроков таких блокирования, прекращения блокирования.
2. В отношении закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ), Минфин России сообщает, что Закон N 223-ФЗ также устанавливает требования к осуществлению отдельных действий исключительно в рабочие дни. В частности, исключительно в рабочих днях исчисляются (определяются) сроки размещения извещения о проведении запроса котировок, запроса предложений, запроса предложений в электронной форме (при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), запроса котировок в электронной форме (при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства) (части 21, 23 статьи 32, пункты 3 и 4 части 3 статьи 34 Закона N 223-ФЗ соответственно).
2.1. Учитывая изложенное, в отношении закупок, срок подачи заявок на участие в которых исчисляется в Законе N 223-ФЗ исключительно в рабочих днях, и если истечение такого срока, предусмотренного извещением об осуществлении закупки, приходится на (или включает) определенные в соответствии с Указом N 242 нерабочие дни, – заказчикам необходимо обеспечить установленный Законом N 223-ФЗ минимальный срок подачи заявок на участие в таких закупках, в связи с чем заказчикам рекомендуется внести в соответствии с Законом N 223-ФЗ изменения в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке в части продления срока подачи заявок с учетом нерабочих дней, определенных в соответствии с Указом N 242.
2.2. В отношении предоставления обеспечения заявок на участие в закупках, осуществляемых в соответствии со статьей 34 Закона N 223-ФЗ, путем внесения денежных средств на специальный банковский счет сообщается позиция, изложенная в пункте 1.6 настоящего письма.
2.3. Иные предусмотренные Законом N 223-ФЗ сроки (в том числе сроки рассмотрения, оценки заявок на участие в закупках, частей таких заявок, сроки заключения договора, срок внесения информации о договоре в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки), истекающие в нерабочие дни, в том числе определенные в соответствии с Указом N 242, учитывая положения статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, оканчиваются в ближайший следующий за ними рабочий день, в связи с чем действия, подлежащие совершению, могут быть осуществлены участниками правоотношений при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ как в нерабочие дни, так и в ближайший рабочий день.
3. Дополнительно Минфин России информирует, что положения постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 443 “Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции”, статьи 4 Федерального закона от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции” не применяются, поскольку положения указанных постановления и Федерального закона предусматривают их применение исключительно в 2020 году.
17. Опубликован Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг.
Документ: Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 15.02.2021 № 45
18. Верховный Суд РФ сообщил, что к нерабочим дням с 4 по 7 мая 2021 г. включительно, установленным Указом Президента РФ от 23 апреля 2021 г. № 242, применяются разъяснения, содержащиеся в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утв. Президиумом ВС РФ 21 апреля 2020 г.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. № 242 установлены нерабочие дни с 4 по 7 мая 2021 г. включительно.
К указанным нерабочим дням применяются разъяснения, содержащиеся в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, в том числе разъяснения по вопросам исчисления процессуальных сроков (ответы на вопросы 2 и 3), их восстановления (ответ на вопрос 4), исчисления сроков исполнения обязательств и исковой давности (ответ на вопрос 5), восстановления и приостановления сроков исковой давности (ответ на вопрос 6), восстановления сроков, предусмотренных законодательством о банкротстве (ответ на вопрос 11), исчисления сроков вступления в силу постановлений по делам об административных правонарушениях (ответ на вопрос 26). Утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 28 апреля 2021 года.
Источник: канал Закупочная жизнь