Электронная цифровая подпись (ЭЦП) – это специальный инструмент, который позволяет заверить подлинность электронного документа и защитить его от внесения изменений. ЭЦП обладает той же юридической силой, что и обычная подпись, собственноручно поставленная подписантом.
У пользователей, которым приходится работать с электронными документами, часто возникают вопросы – есть ли отличия между ЭЦП, используемыми для разных целей? Можно ли отправлять документы с помощью электронной подписи для госзакупок в банк, в контролирующие органы, контрагентам и прочим организациям, с которыми у предприятия осуществляется электронный документооборот? Разберемся в статье.
Почему нужна ЭЦП для участия в госзакупках
Государственным организациям, как и любым другим учреждениям, нужны товары и услуги – тепло и электричество, сырье и материалы, канцтовары и запчасти и пр. Из-за того, что для оплаты покупки используются бюджетные деньги, самостоятельно выбирать поставщика госорганизации не вправе.
Согласно требованиям Федерального закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, поставщика нужно определять конкурентным способом – через конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений. Конкурентные процедуры проводятся на электронных торговых площадках (ЭТП), а сведения об их проведении размещаются в Единой информационной системе (ЕИС).
Чтобы получить доступ к ЭТП и к ЕИС в качестве организатора/участника торгов по закону № 44-ФЗ, нужна квалифицированная электронная подпись (п. 3 ч. 1 ст. 4 закона № 44-ФЗ).
Электронная подпись для госзакупок: в чем особенности
Законодатель не запрещает использовать одну и ту же подпись для участия в разных торгах, для отправки отчетности в госорганы и для обмена документами с контрагентами – ограничения устанавливает только удостоверяющий центр, выпустивший подпись.
Функционал ЭЦП напрямую зависит от ее стоимости. В отношении ЭЦП для госзакупок по 44-ФЗ цена будет ниже, чем цена универсальной подписи, подходящей для работы со всеми торговыми площадками, на которых ведутся торги и по закону № 44-ФЗ, и по закону № 223-ФЗ. Кроме того, цена может зависеть от формы деятельности компании – иногда ЭЦП для ИП для госзакупок стоит дешевле, чем такая же подпись для юрлица.
Настройка ЭЦП для госзакупок
Чтобы организовать торги/принять участие в торгах в качестве исполнителя, недостаточно просто приобрести ЭЦП – ее нужно интегрировать с площадкой, на которой будет проводиться госзакупка.
Настроить ЭЦП для госзакупок можно самостоятельно, а можно воспользоваться помощью сторонних специалистов – подобные услуги оказывают удостоверяющие центры, центры компьютерной поддержки и другие профильные организации.
Процедура настройки ЭЦП для госзакупок по 44-ФЗ состоит из следующих основных этапов:
- Настройка рабочего места. На пользовательском компьютере нужно установить криптопровайдер КриптоПро, а также подобрать браузер, поддерживающий использование средств электронной подписи.
- Установка драйвера используемого токена. Токен – это физический носитель, на который записана ЭЦП. Внешне он похож на обычный USB-носитель – проще говоря, флэшку с разъемом USB. Чтобы проверить наличие драйвера и корректность работы токена, откройте приложение токена и перейдите в раздел «О программе» – в нем содержатся сведения о действующей версии приложения.
- Установка сертификата ЭЦП.
- Установка сертификата удостоверяющего центра.
- Проверка настроек браузера и, при необходимости, установка дополнительных расширений для работы на торговых площадках.
Как войти в госзакупки по ЭЦП
Итак, рабочее место для использования ЭЦП в госзакупках настроено – осталось зарегистрироваться в ЕИС и пройти аккредитацию на ЭТП.
Чтобы зарегистрироваться в ЕИС, необходимо:
- Зарегистрировать руководителя организации на портале Госуслуг.
- Создать на Госуслугах профиль организации от имени руководителя.
- Войти в личный кабинет ЕИС, используя аккаунт Госуслуг.
- Перейти в меню «Зарегистрировать нового участника» – заказчика или исполнителя.
- Заполнить анкету участника и загрузить сканы документов – устава компании и скана заявления о согласии на совершение крупных сделок.
- Нажать на кнопку «Зарегистрировать» – после этого все внесенные данные автоматически уйдут на проверку в систему.
Если регистрация пройдет успешно, ЕИС известит о новом участнике системы все федеральные торговые площадки – после этого компания получит доступ к работе на каждой из них.
После получения доступа к ЭТП, компания проходит аккредитацию. Порядок аккредитации и настройки подписи зависит от выбранной площадки – точную инструкцию можно найти в соответствующем разделе ее сайта.
Можно обратиться за помощью в техподдержку площадки – операторы оказывают устные консультации, а в особо сложных случаях подключаются к рабочему месту пользователя удаленно и выполняют настройку самостоятельно.
С момента получения ЭЦП для госзакупок до дня открытия полного доступа к возможностям ЭТП может пройти несколько недель: регистрация руководителя и профиля компании на Госуслугах занимает до 10 рабочих дней, на внесение сведений в ЕИС может потребоваться еще 5 дней. Именно поэтому участие в торгах стоит планировать заранее – из-за отсутствия прав на работу с ЭТП можно пропустить перспективную закупку.