Объем госзакупок и закупок госкомпаниям в сегменте “канцтовары” в 2021 году вырос в РФ на 18%, до 28,7 млрд рублей, заявил руководитель аналитического центра “Интерфакс-ProЗакупки” Георгий Сухадольский в рамках мероприятия Ассоциации АХП (административно-хозяйственных профессионалов).
“В прошлом году госзаказчики и госкомпании провели 65,6 тыс. закупок канцтоваров, по результатам которых было заключено 68 тыс. контрактов на 28,7 млрд рублей, – сказал Сухадольский, представляя результаты соответствующего исследования “Интерфакс-Маркер”. – При этом большая часть этих закупок (на 20,5 млрд рублей) предусматривала поставку бумаги и картона, бумажные канцелярские принадлежности обошлись заказчикам в 6,1 млрд рублей, а собственно на канцтовары (клей, скрепки и т.п.) было потрачено около 2 млрд рублей”.
По данным “Интерфакс-Маркер”, в прошлом году затраты госзаказчиков и госкомпаний на канцтовары фактически сравнялись – объем соответствующих госзакупок составил 14,3 млрд рублей, а закупок госкомпаний – 15 млрд рублей. Годом ранее объем “канцелярских” закупок госкомпаний превышал объем аналогичных госзакупок почти на 30%.
При этом стоит отметить, что поставщиками по большей части “канцелярских” госзакупок стали субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП). На их долю пришлось 94,6% (12,9 млрд рублей) от общего объема таких госзакупок.
В исследовании “Интерфакс-Маркер” отмечается также, что около 27% от общего числа всех “канцелярских” контрактов (11,7% от общей суммы таких контрактов) были заключены в результате демпинга (снижение цены свыше 25% от начальной максимальной цены контракта). По результатам еще 18,6% “канцелярских” закупок (около 14% от общего объема) снижение цены контракта было минимальным – на уровне 0-2%.
В топ-5 крупнейших заказчиков канцтоваров в прошлом году вошли “Почта России” (объем закупок составил 1,6 млрд рублей), “Газпром Комплектация” (1 млрд рублей), “Первая образцовая типография” (771 млн рублей), ВТБ (MOEX: VTBR) (482 млн рублей) и АО “Кострома” (409 млн рублей).
“В числе крупнейших поставщиков – московские компании “Канцайленд” (объем канцелярских контрактов – 802 млн рублей) “Москанц” (696 млн рублей), – отметил Сухадольский. – При этом “Москанц” была зарегистрирована только в 2019 году и сразу стала активно занимать лидирующие позиции на рынке – правда, зачастую за счет демпинга. Также компания регулярно выплачивает штрафы заказчикам за просрочку поставки – в базе “Маркера” более 300 начисленных штрафов поставщику за эти два года”.
По словам Сухадольского, подобная ситуация складывается и у “Канцайленд”, для которой также характерен демпинг, штрафы за просрочку или ненадлежащее выполнение контрактов.
Впрочем, по словам Сухадольского, в число крупнейших поставщиков входят, например, новосибирская компания “Мастер” (391 млн рублей) и рязанская “Офисная техника” (166 млн рублей) с незначительным объемом контрактов с демпингом и малым числом штрафов по контрактам.