Заказчик проводил конкурс по Закону N 223-ФЗ. В документации были указаны конкретные ТУ (технические условия). На основании полученных разъяснений от менеджера заказчика в заявке на участие участник указал иные ТУ. Итоговым протоколом он был признан победителем. Но сейчас заказчик отказывается заключать с ним договор. Как быть?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Обязать заказчика заключить договор можно в судебном порядке.
Обоснование вывода:
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Кроме того, сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки (п. 4 ст. 445 ГК РФ).
В судебной практике существует подход, что исходя из положений частей 5, 7, 15 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” заказчик не вправе отказаться от заключения договора с победителем конкурентной закупки (определение Верховного Суда РФ от 28.12.2022 N 307-ЭС21-29658, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.04.2022 N Ф04-1346/22, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.12.2021 N Ф07-11755/21, от 28.09.2021 N Ф07-10857/21, от 19.02.2021 N Ф07-15290/20, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 N 14АП-2021/21). Суд может понудить заказчика заключить договор по заявлению победителя конкурентной процедуры (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.07.2021 N Ф03-3504/21).
Частью 6.1 ст. 3 Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться, в частности, следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова “(или эквивалент)”, за исключением случаев, прямо названных в п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, в частности при несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Согласно п. 15 ст. 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации” под техническими условиями понимается вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги. В этой связи требования к техническим характеристикам поставляемого товара с указанием технических условий конкретных производителей могут признаваться создающими преимущества одному производителю товара перед иными лицами при проведении конкурса при отсутствии у заказчика необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02.02.2021 N Ф02-6512/20). Мы полагаем, что неотклонение заказчиком заявки и присвоение ей в итоговом протоколе первого номера, несмотря на то, что она содержала указание на иные ТУ, нежели были установлены заказчиком в конкурсной документации, подтверждает признание заказчиком возможности взаимодействия товара, указанной в этой заявке, с иными товарами, имеющимися у заказчика. Соответственно, заказчик может быть понужден к заключению договора поставки с победителем конкурса, включая возможность поставки победителем товара, отвечающего техническим условиям, указанным в заявке победителя. К сожалению, судебной практики, в которой бы рассматривался аналогичный вопрос, нам обнаружить не удалось.
На основании ч. 10 ст. 3 Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, с учетом особенностей, установленных ст. 3 Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в частности, при осуществлении заказчиком закупки с нарушением требований Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, в том числе антимонопольный орган может обязать заказчика закончить процедуру (постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.09.2021 N Ф05-23763/21, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2021 N 09АП-27822/21). При этом согласно ч. 13 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2021 N 09АП-22770/21). Таким образом, антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб, в том числе проверять законность доступа победителя к торгам (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.10.2020 N Ф09-5278/20). Однако отметим, что при неисполнении заказчиком предписания антимонопольного органа обязать заказчика заключить договор можно только в судебном порядке.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ефимова Ольга