Мы планируем провести электронный аукцион на поставку медицинских изделий — шпателей для языка смотровых (КТРУ 32.50.13.190-00007459). Нужно ли применять к данной закупке постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102, относя эти шпатели к оттесняющим инструментам?
Ответ
По нашему мнению, в данном случае применять ограничения допуска иностранных товаров согласно, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 (далее — ПП РФ № 102), не нужно, т. к. шпатель для языка смотровой к оттесняющим инструментам отнести нельзя.
ПП РФ № 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых ограничивают допуск для госзакупок (далее — Перечень № 1).
В силу примечания к ПП РФ № 102 при применении Перечня № 1 следует руководствоваться как кодом ОКПД2, так и наименованием вида медицинского изделия. Иными словами, ограничение по ПП РФ № 102 (Перечень № 1) устанавливается при выполнении одновременно двух условий, указанных в Перечне № 1, т. е. в случае соответствия кода по ОКПД2 и наименования вида медицинского изделия закупаемому товара.
В число медицинских изделий, включенных в Перечень № 1 по коду 32.50.13.190, входит позиция «инструменты оттесняющие». Но формально наименование товара согласно КТРУ 32.50.13.190-00007459 «Шпатель для языка, смотровой» не соответствует тому, что указано в ПП РФ № 102.
Согласно ГОСТ 25725-89 оттесняющий медицинский инструмент — это медицинский инструмент с рабочей частью в виде лопатки или губок, соединенных при помощи шарниров, винта, пружины, для расширения ран, полостей, проходов и оттеснения органов, которые не подвергаются хирургическому вмешательству, чтобы защитить их от случайных травм. По тому же ГОСТу медицинский шпатель — оттесняющий медицинский инструмент в форме пластины с отверстиями или без них, ложечки или лопатки, предназначенный для вправления радужной оболочки, оттеснения языка при осмотре полости рта, зубопротезных работ, расфасовки лекарственных мазей, для взятия проб из естественных полостей в диагностических целях.
Как мы считаем, шпатель для языка смотровой, одноразового использования (код НКМИ 293920) не предназначен для оттеснения органов, которые не подвергаются хирургическому вмешательству, чтобы защитить их от случайных травм, а служит для осмотра органов.
Поэтому еще раз отметим, что при закупке именно шпателей для языка смотровых ограничение допуска иностранных товаров согласно ПП РФ №102 в извещении не устанавливается. Московское областное УФАС разделяет с нами это мнение.
Пример
Обстоятельства дела: заказчик провел электронный аукцион на поставку расходного материала для отделений стационара. Один из участников закупки посчитал, что заказчик незаконно установил ограничения по ПП РФ № 102 на медицинские изделия, часть которых не входит в Перечень № 1. Среди таких товаров — шпатель для языка смотровой.
Правовая оценка УФАС: товар «шпатель для языка, смотровой, деревянный, одноразового использования, стерильный» действительно не относятся к Перечню 1. Там фигурируют инструменты оттесняющие, к которым относится медицинский шпатель — оттесняющий медицинский инструмент в форме пластины с отверстиями или без них, ложечки или лопатки, предназначенный для вправления радужной оболочки, оттеснения языка при осмотре полости рта, зубопротезных работ, расфасовки лекарственных мазей, для взятия проб из естественных полостей в диагностических целях (ГОСТ 25725-89). К термину «инструменты оттесняющие» относятся изделия многократного использования, тогда как заказчику необходим шпатель для языка смотровой деревянный, предназначенный для одноразового применения.[1]
Вместе с этим стоит отметить, что правоприменительная практика по применению норм ПП РФ № 102 весьма противоречива. Поэтому гарантировать, что ваш контрольный орган придерживается аналогичного с нами мнения мы не можем.
Пример
Обстоятельства дела: заказчик провел электронный аукциона на поставку медицинских изделий, в т. ч. шпателя для языка смотрового, установив ограничения по ПП РФ № 102. В ходе закупки он отклонил заявку одного из участников, приравняв предложенные им к поставке товары, в частности шпатель медицинский деревянный шлифованный стерильный, к иностранным (на него не было сертификата о происхождении с действующим сроком). Но участник закупки счел, что его заявку отклонили необоснованно.
Правовая оценка УФАС: товар с кодом ОКПД2 32.50.13.190, в который входит в т. ч. шпатель для языка смотровой, относится к Перечню № 1. Сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 на «шпатель медицинский деревянный шлифованный стерильный», который был предложен к поставке этим участником, истек до даты публикации извещения о закупке в ЕИС. Жалоба является необоснованной[2].
1.Решение Московского областного УФАС по делу № 50/06/10825эп/21 от 25.03.2021 (изв.№ 0348500002221000049).
2.Решение Иркутского УФАС России от 19.04.2021 (изв. № 0334200014121000039).
На вопрос отвечала эксперт электронной информационной системы ПРОГОСЗАКАЗ.РФ Елена Чернюк