Возможно ли заключение государственного контракта на оказание услуг по доставке отправлений с вложением наркотических средств и психотропных веществ по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”? Каким образом обосновать НМЦК?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе заключить указанный в вопросе контракт на сумму до 600 тысяч рублей в пределах установленных лимитов совокупного годового объема таких закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Обоснование вывода:
Частью 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) предусмотрены случаи, когда допускается закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее – контрагент). В частности, на основании данной статьи возможно приобретение услуг по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
Так, закупка у единственного контрагента услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, отходами I и II классов опасности, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ предусмотрена п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Вышеуказанная норма не предусматривает каких-либо ограничений в отношении стоимости приобретаемых услуг (ни для отдельных контрактов, ни в целом).
Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускает осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестьсот тысяч рублей при соблюдении ограничивающего условия: годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Иных ограничивающих условий указанный пункт не содержит.
Каждый из упомянутых пунктов: 4, 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ является самостоятельным основанием для заключения контракта с единственным контрагентом. Возможность заключения контракта в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ зависит от вида приобретаемых услуг. На основании же 4 пункта заказчик имеет право заключить контракты с любым предметом (объектом закупки) при соблюдении установленного лимита.
Закон N 44-ФЗ не содержит запрета на заключение контракта с единственным контрагентом на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 (в рамках установленных лимитов), даже если другими пунктами этой части предусмотрены специальные основания для заключения таких контрактов. Соответственно, заказчик вправе заключить указанный в вопросе контракт на сумму до 600 тысяч рублей в пределах установленных лимитов совокупного годового объема таких закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК), определяется и обосновывается заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, указанных в этой норме Закона. При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным. Использование заказчиком иных методов обоснования НМЦК допускается в отдельных случаях, предусмотренных чч. 7-11 ст. 22 Закона N 44-ФЗ (ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Исходя из содержания норм ч. 8 и ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ тарифный метод, проектно-сметный метод в приведенной в вопросе практической ситуации неприменимы.
Нормативный метод заключается в расчете НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ, в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг. Следовательно, если требованиями нормирования закупок в регионе заказчика к данному предмету контракта установлены предельные цены товаров, работ, услуг, то заказчик должен применить нормативный метод. В противоположном случае применение данного метода невозможно.
Затратный метод заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. Он используется в случае невозможности применения вышеуказанных методов или в дополнение к иным методам (ч. 10 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, в рассматриваемой ситуации применить затратный метод заказчик сможет только при невозможности применить метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Из приведенных выше норм следует, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) не может быть применен, если на рынке отсутствуют идентичные товары, работы, услуги, планируемым к закупкам, или при их отсутствии однородные товары, работы, услуги.
пределение идентичности и однородности товаров, работ, услуг, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг производится в соответствии с положениями ст. 22 Закона N 44-ФЗ и вышеупомянутыми Методическими рекомендациями.
Если применение метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) по указанным причинам будет невозможно и также будет невозможно использование затратного метода, то на основании ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ заказчик будет вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Пилипенко Эльвира