Контракт на строительство объекта стоимостью более 135 млн руб. заключен в марте 2023 года. Срок действия контракта заканчивается в мае 2024 года. В связи с внесением изменений в проектную документацию возникла необходимость продлить срок действия контракта. Подрядчик просит продлить контракт до конца июня 2024 года.
Распространяется ли действие постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 на контракты, срок действия которых заканчивается в 2024 году, при условии заключения дополнительного соглашения в 2023 году?
По данному вопросу эксперты придерживаемся следующей позиции:
Указанное постановление устанавливает возможность внесения в 2022-2023 годах изменений в контракты на выполнение строительных работ, независимо от даты их заключения.
Обоснование позиции:
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) при исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Такие случаи предусмотрены положениями ст. 95 и 112 Закона N 44-ФЗ, а также в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 “Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия” (далее – Постановление N 680).
Как буквально указано в первом абзаце п. 1 Постановления N 680, эта норма устанавливает, что “при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов (далее – контракт), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022-2023 годах допускаются… изменения существенных условий контракта”, в том числе изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию (подп. “а” п. 1 Постановления N 680).
Как видим, из буквального прочтения приведенной нормы следует, что она устанавливает временной период, в течение которого могут быть внесены предусмотренные ей изменения в действующие контракты, но не период, в течение которого заключались такие контракты, и не период, на протяжении которого такие контракты действуют.
Заметим, что в некоторых случаях законодатель ограничивает возможность изменения контрактов периодом, когда такие контракты заключались, но в таком случае соответствующая норма содержит прямое указание об этом. Например, ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ допускает изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года. Равным образом, иногда нормативные акты содержат те или иные нормы, применяемые к контрактам, исполнение которых должно быть осуществлено до определенной даты, но тогда они тоже содержат соответствующую оговорку. Например, Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783, предусматривают специальные условия для списания неустойки, образовавшейся по контрактам, исполнение которых должно было заканчиваться в определенные годы (смотрите, в частности, подп. “а”-“в” п. 2 указанных Правил).
Однако Постановление N 680 такого рода указаний не содержит. Полагаем, что здесь более уместно проведение аналогии с другим случаем: п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривает возможность изменения ряда категорий контрактов, в том числе контрактов на выполнение строительных работ, заключенных на срок не менее одного года, однако ч. 70 ст. 112 Закона N 44-ФЗ устанавливает в виде исключения, что в 2021-2023 годах положения вышеуказанного пункта также применяются к контрактам, которые заключены на срок менее одного года. При этом, как видим, с одной стороны, сам по себе п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не устанавливает конкретной продолжительности срока действия контракта, в том числе не указывает, в какие годы такой срок может заканчиваться, оговаривая лишь нижний предел срока действия контракта – более одного года. С другой же стороны, ч. 70 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, в свою очередь, устанавливает именно временной период для внесения изменений на основания п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в контракты, не оговаривая периода их заключения или окончания срока его действия. Соответственно, в принципе допустима ситуация, когда на основании сочетания приведенных норм изменения будут внесены в декабре 2023 года в контракт, исполнение которого должно осуществляться в период с июля 2023 года по июнь 2024 года. Полагаем эту ситуацию полностью аналогичной с рассматриваемой.
Таким образом, на основании подп. “а” п. 1 Постановления N 680 на протяжении 2022-2023 годов может быть изменен срок исполнения контракта, независимо от даты его заключения и срока его действия. Соответственно, в 2023 году могут быть внесены изменения в контракт, исполнение которого должно закончиться в мае 2024 года.
В то же время какие-либо разъяснения и правоприменительная практика по аналогичному вопросу на сегодняшний день отсутствуют. Сказанное выше является нашим экспертным мнением.
В заключение отметим, что в рассматриваемой ситуации изменение срока исполнения контракта возможно не только на основании подп. “а” п. 1 Постановления N 680, но и – по решению местной администрации – на основании вышеупомянутых п. 8 ч. 1 ст. 95, ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий